«Мы
похожи
на
террористов,
ко-
торые, захватив, самолет,
жили,
что в
кабине
нет
»
^
фии и расизме, венцом которых стало судебное дело по
серьезной статье (пропаганда расовой и религиозной роз-
ни), возбужденное против романиста после публикации «Плат-
формы» сразу четырьмя крупнейшими мусульманскими органи-
зациями. (К тому моменту, когда вы будете читать этот номер
«ОМа», суд уже начнется и, возможно, даже завершится, так что
станет известно, разделит
ли «несносный Мишель»
участь не менее неснос-
ного Эдички.)
Еще один общий знаме-
натель этих истинных де-
тей-бунтарей «электрон-
ной деревни» их, скажем
так, мультимедийность,
под которой в данном
случае понимается стре-
мление проявлять себя в
самых различных аудио-
визуальных областях. По-
жалуй, один только Брет
Истон Эллис довольству-
ется классическим обра-
зом жизни писателя. И
Бегбедеру, и Паланику, и
Уэльбеку одной литера-
туры для счастья мало. У
последних двух есть за-
писанные компакт-дис-
ки, Уэльбек также подви-
зается в профессиональ-
ной фотографии и кино-
документалистике.
Бег-
бедер сочиняет и издает с
помощью друзей-худож-
ников комиксы, а кроме
того, является автором
трудно даже сказать, к ка-
кому жанру относящего-
ся, проекта - альбома-
вырезки одежек для Барби, в котором модели одежды для сусаль-
ной королевы девчоночьих грез разработали Армани, Габбана, Го-
тье и прочие короли haute couture: иногда на полном серьезе, ино-
гда с известной долей иронии. Оставил след этот неутомимый че-
ловек и в электронных СМИ: на RTL в качестве ведущего книж-
ной передачи «Маска и перо», а теперь на Сапа1+, где он начал ве-
сти собственное весьма популярное ток-шоу «L’Hypershow».
И конечно же, мимо столь яркой и насыщенной действием и пи-
кантными сценами прозы не мог пройти кинематограф: «Бойцов-
ский клуб» Дэвида Финчера с блестящим дуэтом Брэд Питт / Эд-
вард Нортон и «Американский психопат» Мэри Харрон с Кристи-
аном Бэйлом в роли Патрика Бэйтмена принесли авторам рома-
нов-прототипов международную популярность среди нечитаю-
щей публики. Французам, с их переживающей упадок киноинду-
стрией, повезло меньше, однако фильм по первому роману Уэль-
бека «Расширение пространства борьбы» режиссера Филиппа
Ареля (который в настоящее время завершает экранизацию глав-
ного шедевра писателя, «Элементарных частиц», отмеченного
Дублинской премией - самой большой, кстати, в денежном выра-
жении литературной пре-
мией) тоже стал замет-
ным событием.
И все же главное, что
объединяет
в
воспри-
ятии публики героев на-
шего очерка, - не эти мо-
менты внешнего сходст-
ва, а, безусловно, тема.
новое
сопротивление
За полтора века приду-
манное бородатым Мар-
ксом понятие «отчужде-
ние» претерпело удиви-
тельные мутации. Из уз-
кой и далеко не всякому
сердцу близкой области
отношений между работ-
ником и хозяином фаб-
рики понятие это рас-
пространилось почти на
все области человеческой
жизни. Теперь мы все -
рабочие на огромной фа-
брике, которая принадле-
жит непонятно кому и
производит
непонятно
что,а главное - непонят-
но зачем. Причем это са-
мое «непонятно что» уже
даже невозможно подержать в руках - товаром стала не вещь, а ее
название, брэнд, имидж, слоган - произвольная ценность, кото-
рая часто остается ценностью лишь несколько часов, а то и ми-
нут.
На этой фабрике кажимостей (или - на языке интеллектуальных
зануд - симулякров) «ценность человека определяется его эконо-
мической эффективностью и сексуальной привлекательностью»
(М. Уэльбек). Последнее, впрочем, временно, покуда новых лю-
дей еще производят по старинке, традиционным методом. В
романе того же Уэльбека «Элементарные частицы» общество пе-
реходит к клонированию и сексапильность становится излиш-
ней. Кажимость пронизывает все, она - истинный хозяин этого
мира, а не владельцы миллиардов (которые тоже кажимость, как
Ф р е д е р и к Б е г б е д е р
38 лет, Париж
главная книга:
«99 франков», Иностранка, 2002
выходят:
«Каникулы в коме», Иностранка; «Любовь длится три
года»; Иностранка, «Рассказики под экстази», Симпозиум
126
ОМ 67
октябрь 2002
предыдущая страница 110 ОМ 2002 10 читать онлайн следующая страница 112 ОМ 2002 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст