ФОТО FOTOBANK / SIPA
«
Ц
е
н
н
о
с
т
ь
ч
е
л
о
в
е
к
е г о э
к
о
н
о
м
и
ч
е
с
к
о
й
э
1
е
д
е
л
я
е
т
с
я
и
в
н
о
с
т
ъ
ю
известно любому, кто играл на бирже). Недаром в «99 франках»
Бегбедер пишет, что мы похожи на террористов, которые, захва-
тив самолет, обнаружили, что в кабине нет пилота.
Если согласиться с изложенным выше взглядом на современный
мир, то нетрудно понять, почему гнев и ярость «нового сопроти-
вления» обрушиваются в первую очередь на те области человече-
ской жизни, где засилье
кажимости наиболее оче-
видно - биржевую игру и
потребительский
сно-
бизм (Эллис, «Американ-
ский психопат»), корпо-
ративную этику и полит-
корректность (Паланик,
«Бойцовский
клуб»),
фэшн-индустрию и гла-
мур (Эллис, «Гламорама»
и Бегбедер, «Каникулы в
коме»),
мир
рекламы
(Бегбедер, «99 франков»).
Гламур, пожалуй, высшее
воплощение кажимости,
поскольку он графически
отражает ее царство на
глянцевой
бумаге.
От-
вергнуть гламур, стать
его ренегатом заманчиво,
потому что кажется, буд-
то таким образом удастся
вернуться в мир истин-
ных ценностей. И хотя в
прямом смысле «ренега-
том гламура» можно на-
звать одного только Бег-
бедера, бывшего хрони-
кера «Vogue», а затем сот-
рудника таких столпов
рекламы, как
BBDO
и
«Young & Rubicam» («В
глаза, я сказала - смот-
реть в глаза» (
Wonderbra),
«Зачем ездить из Орли в Хитроу, когда
можно ездить из Парижа в Лондон?» (
Eurostar
) и, разумеется,
«Ммм,
Danone
!» - это все его рук, а точнее головы, работа), в
смысле переносном именно в отречении от глянцевого иконо-
стаса гламура заключается пафос этой генерации писателей.
Но гламур коварен, ибо всеяден. Отступник для него - всего лишь
информационный повод. Одного отречения недостаточно - тебя
сделают звездой именно потому, что ты отрекся. Пока ты нахо-
дишься внутри витрины, ты все равно выставлен напоказ как
один из участников ярмарки тщеславия. Следующим шагом за от-
речением становится разрушение. Поэтому окончательным отве-
том героев антигламурного романа оказывается террор. Не обяза-
тельно политический - как раз лучше всего, когда этот террор
аполитичен, абсурден, вздорен - таким он, в сущности, оказывает-
ся и у Эллиса, и у Поланика, и у Бегбедера. Против кого он напра-
влен - против сексуальных партнеров, как у героя «Американско-
го психопата», старушек-процентщиц, как у героя «99 франков»
Октава, или против всех подряд, как в «Гламораме» или «Бойцов-
ском клубе», - дело десятое. Главное - чтоб стекло звенело и оскол-
ки летали.
Впрочем, разве террор -
не очередная кажимость в
глянцевом зеркале, а бен
Ладен - не герой видео-
клипа, как доказал нам
Эминем? Круг замыкает-
ся, витрины вложены од-
на в другую, как на какой-
нибудь картинке Эсхера.
Стекла можно бить до
бесконечности.
И
если
это так, то уже не кажется
столь радикальным вы-
вод героя «Элементарных
частиц» Мишеля Джер-
зински - история челове-
чества закончилась, при-
шла пора заменить чело-
века другим видом.
особенности
национальной
витрины
Пафос писателей «нового
сопротивления» воспри-
нимается в России пока с
трудом. Из произведений
рассмотренной здесь чет-
верки большой коммер-
ческий успех имел только
(спасибо
Голливуду!)
«Бойцовский клуб». Критика относится к сокрушителям нового
Вавилона-Левиафана настороженно. Читатель предпочитает
млеть над многозначительными сказочками Пауло Коэльо, дрему-
чей рефлексией Мураками и детективным постмодернизмом для
бедных в исполнении Переса-Реверте. А последние фортели Уэль-
бека с его призывами к необходимости большой войны между
цивилизациями или назначение Бегбедера официальным пиар-
щиком кандидата в президенты от компартии Франции вообще
вряд ли могут быть восприняты местной образованной публикой
адекватно. Хорошо это или плохо? Сразу ответить трудно.
Однако следует помнить: даже самые сладкие бананы рано или
поздно приедаются. И тогда взгляд неизбежно натыкается на на-
крывший тебя стеклянный колпак. □
М и ш е л ь
У э л ъ б е к
48 лет, Париж
главная книга:
«Элементарные частицы», Иностранка, 2001
выходят:
последний роман
«
П латформа», «Расширение пространства
борьбы», «Лансерот» (все - Иностранка)
октябрь 2002
ОМ
67
127
предыдущая страница 111 ОМ 2002 10 читать онлайн следующая страница 113 ОМ 2002 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст