134
небесный град
Если Тель-Авив - это экономическая и культурная столица Из-
раиля, то Иерусалим - духовная и политическая. С этим согла-
сятся по меньшей мере все жители страны. Возразят палестин-
цы и представители международных организаций. Неурегулиро-
ванный статус Иерусалима и взаимные претензии палестинцев и
израильтян во многом и являются причиной бесконечных кро-
вавых трагедий. А спорить есть о чем: на протяжении несколь-
ких тысячелетий Иерусалим был символом святости, религиоз-
ным центром и свидетелем чудовищных катаклизмов. Город
Первого и Второго храмов, место распятия Христа, «земля, из-
бранная Аллахом из всех его земель» - три религии издавна по-
мещали Иерусалим в центр своих верований.
Несмотря на свое историческое и религиозное величие, Иеруса-
лим - абсолютно современный город. После приезда мы прогуля-
лись по бульвару Бен-Егуда в самом центре города. Сотни откры-
тых магазинов, кафе, баров и ресторанов переполнены жителями
города. Только вот туристов почти не видно. Интифада.
..
Следующая точка нашего маршрута - Старый город. Сердце
Иерусалима в форме неправильного квадрата окружено мощ-
ными крепостными стенами. Именно здесь соседствуют четыре
густонаселенных квартала - мусульманский, христианский, ар-
мянский и еврейский. Архитектурный стиль Старого города не-
возможно ни с чем перепутать: дома, лепящиеся друг к другу,
с общими стенами, крохотные скверики и узенькие улицы без
единого зеленого пятна. Но можно просто сойти с ума, узнав о
стоимости квадратного метра жилья в этих кварталах. Об этом
стоит почитать в недавно вышедшей в «Иностранке» книге Ни-
коласа Блинкоу «Наркосвященник».
После поспешного бегства из ка-
менного мешка перед нами откры-
лась совсем другая картина. Нес-
колько шагов на улицу Хабад - и
открывается сумасшедший вид на
Храмовую гору, широкие лестницы
еврейского квартала и площадь
Стены Плача.
Первоначально Стена Плача не об-
ладала особой святостью. Это было
оборонительное сооружение вок-
руг Храмовой горы, а потом одной
из городских улиц, вдоль которых
стояли лавки и дома. Только в XVII
веке, когда город оказался под вла-
стью Османской империи, святость стены для евреев получила
всеобщее признание. Она стала объектом паломничества для ев-
реев, которые в соответствии с религиозной традицией должны
трижды в год приходить к Иерусалимскому храму. И не только
они. Сейчас Стена Плача имеет притягательную силу практиче-
ски для всех, кто приезжает в Иерусалим. По легенде, если напи-
сать на бумаге самое заветное желание и вложить записку в щель
в Стене, оно обязательно сбудется. Мы с друзьями решаем прове-
рить это. На подходе к Стене Плача всем выдают кипы, в просто-
речии «ермолки». В окружении колоритных хасидов, качающихся
в молитвенном экстазе, дотрагиваемся до Стены и засовываем
записки в щели меж камней. Выходим обратно на площадь.
«Алекс, -
спрашиваю я, -
а что происходит со всеми этими тыся-
чами записок?» - «Когда становится слишком много, поздним ве-
чером или ранним утром их собирают раввины и относят в спе-
циальные хранилища при синагогах, где лежат состарившиеся или
испорченные священные книги».
Хочется верить.
..
И тут поступает долгожданное сообщение - Виа Долороза от-
крыта для туристов. И опять немного истории. Крестный путь
- это дорога страданий, которой прошел Иисус к месту казни.
Виа Долороза имеет протяженность около километра. Это изви-
листый путь по улочкам мусульманского и христианского квар-
талов с небольшим подъемом от школы Омраим по улице
Львиных ворот к Базилике Гроба Господня. На этом пути распо-
ложены «Четырнадцать остановок крестного пути», каждая из
которых символизирует событие во время пути на Голгофу.
В мусульманской части города все по-другому. Когда-то самая
оживленная туристическая улица пуста. Мимо нас пробежала
группа мальчиков-хасидов в сопровождении вооруженной ох-
раны, да пара заблудившихся испуганных намецких туристов по-
просила проводить их до Храма Гроба Господня. Алекс объясняет,
Изначально
Стена Плача
не обладала
святостью
ОМ 68
НОЯБРЬ 2002