i и Гигантская
«Алюминиевая
) )
По странной иронии, в этом году ответственным за стра-
ну был московский Музей архитектуры имени того же
Щусева. Директор музея Давид Саркисян отдал центральное
помещение под проекты реконструкции театров - Мариинско-
го и Большого, а в подвале разместил инсталляцию Георгия
Цыпина - бывшего российского архитектора, а теперь одного
из самых прославленных американских сценографов, известно-
го в Нью-Йорке постановщика мюзиклов и оформителя цере-
монии вручения MTV Awards.
Гигантский темный подвал Цыпин залил водой, включил ш и-
пящий звук, кое-где поставил стеклянные колбы. Обойти экс-
позицию можно было лишь по шатким мостикам, в которые
вмонтированы крошечные датчики. Вовремя наступишь на
датчик - колбы начнут светиться, нет - останешься в темноте.
За десять минут пребывания в миниатюрной Венеции трое по-
сетителей оступились - двое из них пришли в неописуемый
восторг, а третий в ужасе сбежал.
Центральная экспозиция с театрами представляла собой абсо-
лютную противоположность. Под пафосную музыку Рахмани-
нова в залитом светом зале можно было видеть гордость нации.
Одобренный правительством проект реконструкции Большого
(московские архитекторы Михаил Белов и Михаил Хазанов) и
не одобренный правительством, но любимый общественно-
стью проект Мариинки (американский архитектор Эрик Мосс).
На плоских мониторах нон-стоп пульсировало то, что будет с
Большим через год-два. Слегка подкрашенный, с улучшенными
условиями, большими гримерками и дополнительным буфетом.
Белов и Хазанов предложили скорее реставрацию, чем реконст-
рукцию начала третьего тысячелетия. Все чинно, консерватив-
но, по-взрослому. Единственное, что могло привлечь внимание,
- толстенное стекло, открывающее рядовому прохожему рабо-
тающие механизмы мгновенно возводящихся и разрушающих-
ся оперных замков, железные лебедки, поднимающие и опуска-
ющие занавес. (Именно этот момент и был отклонен при про-
хождении проектом определенных инстанций.)
В качестве новой сцены Мариинского театра американский ар-
хитектор Эрик Мосс сразу предложил невозможное: вместо
привычного фасада со скульптурной композицией, колоннами
и портиком - полупрозрачные кульки. Похожие на глыбу льда
днем, кульки ночью должны превращаться в гигантское светя-
щееся облако. Для пущей неясности в углу на высоком поста-
менте поставили три сваленные друг на друга гипсовые подуш-
ки. Кульки и подушки - не абстрактный проект, на стенах висе-
ли точные инженерные расчеты, схемы, конструкции. Несмот-
112
ОМ 69
ДЕКАБРЬ 2002
предыдущая страница 99 ОМ 2002 12 читать онлайн следующая страница 101 ОМ 2002 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст