т а д а о
а н д о
И
МЯ ТАДАО АНДО ИЗВЕСТНО ДАЛЕКО ЗА ПРЕДЕ-
лами его родной Японии. Продолжая традиции япон-
ского зодчества в русле современной архитектуры, он
уже давно и успешно творит в Европе и Америке. Андо
- архитектор-самоучка, не получивший классического об-
разования. Подобно Ле Корбюзье, учебу в профессиональ-
ной школе он заменил изучением книг и странствиями
Ж ~
по свету в поисках смысла архитектуры. Этот смысл он
Ж
находит в трех составляющих: «чистых» материалах
(голый бетон и дерево), простых геометрических фор-
мах (в основном призмах) и окружающей природе,
окультуренной человеком. Его здания имеют строгие фор-
мы и почти лишены цвета, однако Андо, как истинный волшеб-
ник, оживляет мертвую материю, создавая поэтические, одухотво-
ренные пространства. За толстыми стенами скрывается хрупкий
микромир, в котором человек может отрешиться от окружающе-
го хаоса города, наслаждаясь светом и тенью, водой и ветром.
Особое место в творчестве Андо занимает тема природы, присут-
ствующая во всех его работах как полноценный элемент компози-
ции. Его постройки точно вписаны в окружение: сверху они ка-
жутся складками рельефа, а не делом рук человеческих. В Церкви
на Воде, затерянной в горах Хоккайдо, природа предстает алтарем,
отгороженным гранью тверди и воды. На крыше буддистского
храма в Хиого Андо располагает поросшую лотосами чашу, кото-
рую прорезает поднимающаяся снизу лестница. Даже самый «ру-
котворный» проект Андо - парк развлечений на острове Аваджи
- кажется продолжением горы, на склонах которой он построен.
И
1
Церковь Воды
на острове Хоккайдо
и
2
Буддистский храм в Хиого
на крыше пруд с лотосами
и з Парк развлечений
на острове Аваджи близ
Осаки выстроен
из строительных отходов
аэропорта Кансай
ОМ
69 ДЕКАБРЬ 2002