м
1
Железнодорожная станция
аэропорта Лион-Сатолас
напоминает птицу
иг
Парк Науки и Техники
в Валенсии
и з Музей Искусств 8 Милуоки
«эф ф е кт Бильбао» в действии
щ Еврейский музей в Берлине
иг
Изломанная спираль Музея
Виктории и Альберта в Лондоне
и з Музей Искусств в Денвере
Н
АД РАБОЧИМ СТОЛОМ САНТЬЯГО
Калатравы висит изображение скелета
собаки. Формы его построек - башен и
мостов, аэропортов и вокзалов - напоминают осто-
вы динозавров или окаменевшие доисторические растения. Ка-
латрава - архитектор, инженер и скульптор в одном лице, ста-
вящий перед собой невозможные задачи и всегда блестяще их
разрешающий. Неповторимость его художественного языка -
результат синтеза этих профессий. Восхищаясь конструктив-
ным совершенством органических форм, он черпает вдохнове-
ние в образах живой природы. Не копируя ее слепо, Калатрава
открывает законы, скрытые во всех ее многообразных формах.
Скульптурные, «анатомические» формы его сооружений запо-
минаются с первого взгляда, и функциональная организация
как бы отступает на второй план. Между тем постройки Кала-
травы не просто красивы - они предельно функциональны и
логичны, в них нет ничего лишнего, как нет его в природе. Ис-
панский инженер - один из немногих зодчих, создающих «жи-
вые» конструкции. Даже в статичных структурах он передает
ощущение движения - глядя на них, мы видим, чувствуем по-
ток внутренних сил, текущий в их «жилах». Но Калатрава идет
дальше, буквально «оживляя» мертвую материю: купол «его»
Рейхстага раскрывается подобно цветку лотоса; машет «крыль-
ями» птица-музей в Милуоки; плавно перебирает бетонными
лопастями плавающий павильон в Цюрихе.
с а н т ь я г о
к а л а т р а в а
д а н и э л ь
л и б е с к и н д
123
Л
ИБЕСКИНД - ЛИЧНОСТЬ ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ:
он строит фантастические здания, пишет фило-
софские эссе и сочиняет музыку. В его архитек-
туре соединяются музыка и литература, живо-
пись и философия. Состоявшись как профессиональный
музыкант, он переключается на архитектуру, однако му-
зыка остается в центре его творчества.
Либескинд - глашатай архитектуры деконструктивиз-
ма, основанной на одноименной философии. Кажется, что ар-
хитектор стремится не созидать, а разрушать, причем неважно
- собственное ли это здание или окружающий ландшафт. Его
здания своими «взорванными», распадающимися, нагромож-
денными друг на друга объемами напоминают результаты гло-
бальной катастрофы, будто протестуя против сложившегося
миропорядка. Известность архитектору принес Еврейский му-
зей в Берлине, где метафора Холокоста была передана столь яс-
но и ощутимо, что весь мир содрогнулся. Длинное, узкое, зиг-
загообразное сооружение выглядит в плане не то как разо-
рванная звезда Давида, не то как эсэсовская молния. Стены,
сплошь покрытые металлом, изрезаны косыми окнами-бойни-
цами. Изломанные помещения соединяют узкие коридоры и
крутые пандусы. Лестница-диагональ, насквозь прорезающая
здание, наклонные полы и стены - все это рождает гнетущую
атмосферу страха и безысходности.
ДЕКАБРЬ 2002 ОМ
69
предыдущая страница 109 ОМ 2002 12 читать онлайн следующая страница 111 ОМ 2002 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст