RECYCLE
Школа
Школа
Рационального Чтения
Олега Андреева
Кутузовский пр-т, 24-а.
4-я Тверская-Ямская ул.
Школа No 711.
12. Тел. 973 3934
Тел. 249 9984
(круглосуточно)
>г^.
ш
ГГ
і
sf--.
— -
м а м а
б ы с т р о
м ы л а
р а м у
Читать нас научили в школе - спасибо учителям. Только вот
большинство из нас продолжает читать, как в первом клас-
се, чуть
ЛИ
не шевеля губами.
Текст I Павел Шнейдерман
Д
ОВОЛЬНО УНИЗИТЕЛЬНО ОСОЗНАВАТЬ, ЧТО ТВОЙ МОЗГ, СПОСОБНЫЙ
решать сложнейшие задачи, ограничен скоростью поступающей информа-
ции. Космические корабли уже скоро как полвека бороздят просторы Боль-
шого театра, а мы по-прежнему читаем со скоростью 400 знаков в минуту.
А пятую минуту, мусоля одну и ту же страницу, кидая взгляд на стол, где скопилась куча
непрочитанных книг, вспоминая, сколько всего нужно прочитать перед экзаменом или по
работе, поневоле начинаешь задумываться: а не пора ли что-то менять?
Мой товарищ Дима относится к породе людей, обладающих удивительной способностью
читать тексты с огромной скоростью и при этом все запоминать. Приходя к нему домой,
каждый раз обнаруживаю десяток новых, но уже прочитанных им книг. Возьму почитать
одну, помусолю недельку в метро, возвращаю - а у него еще тележка книжек появилась.
Дима этому нигде специально не учился, просто так мозги устроены. Это не значит, что
невозможно научиться читать быстро. Как и любая другая человеческая способность, эта
тоже поддается тренировке. Самые известные организации, предлагающие обучение ско-
рочтению, - это Школа Олега Андреева и Школа Рационального Чтения. Первая использу-
ет наработки отечественной психологической науки и восточные методики концентрации,
вторая заимствовала западные подходы. Тем не менее обе школы применяют в целом
схожие методики, приводящие к нужному нам результату. Главное в обеих системах - вы-
работка умения выделять в тексте нужную информацию и отбрасывать несущественное.
Возможно, это и не самый лучший способ
для чтения поэзии, но любые практиче-
ские материалы эффективнее читать
именно так - проверено. Для того чтобы
научиться этому, необходимы регулярные
занятия в школе скорочтения. Кроме того,
обе школы предлагают и другие техники, с
помощью которых можно увеличить ско-
рость чтения в 2-3 раза.
В детстве, не разобрав, что было написа-
но строчкой выше, ты возвращался гла-
зами к уже прочитанному фрагменту тек-
ста. Делаешь ты это и сейчас. Глаза че-
ловека читающего непрерывно бегают
туда-сюда, что сильно снижает скорость
чтения. От этой привычки необходимо
отказаться. Не возвращайся глазами к
уже прочитанному, читай дальше, а если
чего-то не понял - дофантазируй. Очень
скоро надобность в фантазировании от-
п а д е т- мозг научится не пропускать ин-
формации, и хаотическое движение глаз
туда-сю да исчезнет.
От школы нам досталась еще одна вред-
ная привычка - проговаривать про себя
читаемый текст. Плохо читающие люди
даже шевелят губами, но в большинстве
случаев проговаривание незаметно, оно
проявляется лишь в том, что мы не мо-
жем читать быстрее, чем говорим вслух.
- а бормочем мы с ничтожно малой ско-
ростью! Если исключить гортань из про-
цесса чтения, можно сразу резко увели-
чить его скорость. В Школе Олега Анд-
реева с проговариванием борются, вы-
стукивая при чтении карандашом при-
чудливый ритм, а в Школе Рационально-
го Чтения считают вслух прочитанные
слова (вместо «мама мыла раму» говорят
«раз-два-три»). Пара недель ежедневных
тренировок - и проблема с проговарива-
нием будет решена.
Очень эффективный способ - читать с по-
мощью фиксаций. Он работает на эффек-
те периферического зрения: глядя в одну
точку, мы можем увидеть близлежащий
текст. Вместо того чтобы двигаться глаза-
ми по строчке, как нас приучили, нужно
выбрать на строке две или три точки фик-
сации взгляда и «прыгать» от одной к дру-
гой, схватывая близлежащие слова.
Лучший способ увеличить скорость чте-
ния - постоянно подстегивать себя.
Возьмите какую-нибудь узкую книгу
(подойдет детектив в мягкой обложке) и
постарайтесь прочитать страницу за 15
секунд, а потом сразу переходите к сле-
дующей. Ритм можно задать с помощью
друга, который будет смотреть на часы, а
можно записать ритм на магнитофоне -
дай волю фантазии! □
128
ОМ
69
ДЕКАБРЬ 2002
предыдущая страница 114 ОМ 2002 12 читать онлайн следующая страница 116 ОМ 2002 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст