книги
п а л о м н и ч е с тв о
в с тр а н у
в о с то к а
Гла в н о е - н и ко гд а не е с ть ч е л о в е ч е с к о го м яса
П
Р О З А К Р А Х Т А С Р О Д Н И Д Е К О Р А Т И В Н О М У О Р Н А М Е Н -
ту: недаром герой его нового романа - дизайнер по интерьерам.
Можно долго идти вдоль какой-то загогулины, надеясь, что она куда-ни-
будь приведет, а она обрывается, просто потому что кончилась. Стран-
ная книжка: начинается с полуслова и на полуслове же обрывается -
словно страницы, вырванные из чужого дневника. Но в этом ее основ-
ная прелесть. Кончайся она чем-то внятным, жуткое признание героя в
том, что он «никогда не ел человеческого мяса» не застревало бы в памя-
ти такой занозой. Суть книги проста - белый бездельник (теперь бы ска-
зали еигсйгаьЬ, но в 1979-м этого слова еще не было) в компании спутни-
ка жизни совершает очередное «паломничество в страну Востока».
В Иране случается революция, спутник жизни некрасиво умирает, некий
таинственный румын выдает герою пачку кэша, чтобы тот добрался до
горы Меру и обошел ее по кругу
на коленях - для улучшения своей
кармы. На полпути вокруг горы
героя вяжут бдительные китай-
ские пограничники, и последние
двадцать страниц романа он про-
водит за колючей проволокой,
изучая работы председателя Мао и
собирая на обед опарышей в на-
возной куче. Короче говоря, некий
гибрид Lonely Planet, National
Geographie и плохого фильма про
«бремя белого человека». Но тем
не менее вся эта немудреная кон-
струкция держится и держит. Пре-
жде всего потому, что герой -
ближний родственник Ивана-ду-
рака и Штруввельпетера - вос-
принимает все происходящее с
ним как данность, не задумыва-
ясь, не погружаясь в рефлексию, и
от этого становится по-настояще-
му страшно. Поскольку цивилизо-
ванный человек готов уже при-
нять, не задавая вопросов, все что
угодно - любые условия сущест-
вования. Главное - человечины не
есть. Но и это - ненадолго.
Кристиан Крахт
1979 (М.: Ad
Marginem, 2002)
• • • •
Анна
Матвеева
Па-де-труа
(Екатерин-
бург: У-Факто-
рия, 2002)
• • •
Жены-любовни-
цы новых рус-
ских и предста-
вителей среднего
класса бесконеч-
но выясняют от-
ношения на фо-
не провинции,
столицы и загра-
ницы. Ревнуют
в самолетах и
офисах, кусают
губы на пляжах и
плачут, брошен-
ные, в отелях.
Рекомендуется
любительницам
всевозможных
«женских исто-
рий» и вообще
профессиональ-
ным домохозяй-
кам с недостат-
ком амурных пе-
реживаний.
АЦ
Славой Ж иж ек
Добро по-
жаловать в пустыню реаль-
ного (М.: Прагматика куль-
туры, 2002)
• • • •
Как надо понимать композитора
Штокгаузена, расслышавшего в паде-
нии нью-йоркских близнецов «свя-
щенную музыку»? Что такое «Тали-
бан» как коммерческий телевизион-
ный образ? В чем сходство и разли-
чие терроризма и порнографии? Жи-
вой классик философии, Жижек по-
старался написать максимально дос-
тупную книгу о новом мире. Головок-
ружение от неожиданного пейзажа
современности гарантировано.
Алексей Цветков
Олег ПОСТНОВ
Поцелуй Ар-
лекина (М.: ЭКСМО, 2002)
• • •
Изящное плетение словес, упражне-
ние в стилях русской классики.
Очень умелое, надо сказать. Но если
сорокинские ремиксы - средство, то
постновские экзерсисы - самоцель.
Потрачено на это, сразу видно, нема-
ло времени и таланта, правда не сов-
сем понятно - зачем. Что-то есть в
этом нездоровое. Отсюда и воскрес-
шие трупаки. и ведьмочки, которые
богато населяют постновскую прозу.
Но в отличие от глубинной мутоты
Мамлеева, все это попахивает не
столько дьявольщиной, сколько бо-
гатой филологической эрудицией.
Хаким -Бей
Хаос и анархия
(М.: Гилея, 2002)
• • •
Американский практик и теоретик
«какофонического» стиля жизни,
арт-провокатор, оккультист, автор
модного термина «автономные зоны»
и неутомимый противник всякой вла-
сти наконец-то издан по-русски. Мя-
тежный дух современного партизана
сочетается в голове Хаким-Бея с вос-
точной пестротою замыслов: спон-
танное волшебство противостоит ор-
ганизованному бизнесу, а творческий
саботаж тормозит запланированные
реформы. «1000 и одна ночь», мик-
шированная с «Капиталом» Маркса.
Алексей Цветков
Баян Ш ирянов
Могила Бе-
шеного (М.: ЭКСМО, 2002)
• •
Стоит человеку стать пусть неболь-
шой, но знаменитостью, как сразу же
начинают печатать все, что он написал.
Законы рынка требуют раскрутки
брэнда. Чтобы читать с удовольствием
пародию на писания звезды бандит-
ских 90-х В. Доренко, надо сначала по-
нять, чем пародия отличается от ори-
гинала. Не говоря уже о том, что ори-
гинал сам смахивает на пародию. Тот,
кто познакомится с Ширяновым имен-
но по этому тексту, будет недоумевать,
за что писателя пытаются судить вме-
сто того, чтобы привлечь к работе над
малобюджетным телесериалом.
52
ОМ
69
ДЕКАБРЬ 2002
ФОТО: ОЛЬГА ЧЕРНЫШОВА
предыдущая страница 42 ОМ 2002 12 читать онлайн следующая страница 44 ОМ 2002 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст