к у л ь т
П
ОПУЛЯРИЗАТОР «ВАЛЬТЕРА ППК», УКРО-
титель взбесившихся ядерных боеголовок, раз-
биватель женских сердец, великосветский пья-
ница, офицер и джентльмен Джеймс Бонд за-
светился ровно в 20 фильмах*. Пожалуй, дру-
гой столь же успешной киноавантюры и не сы-
скать; «бондиана» - единственный сериал-долгожитель, британ-
ский по происхождению. Герой этого долгоиграющего аттракци-
она популярен чуть менее Иисуса Христа и The Beatles. На закате
2002 года он возвращается - в фильме «Умри, но не сейчас».
Ниже прилагается дело агента 007, с аргументами и фактами,
без которых никакого Бонда не было бы.
анна и командор
Прежде появления Бонда в кино, естественно, было слово, из-
реченное британским журналистом Яном Флемингом в 1952
году, - роман «Казино «Ройяль». По справедливости, Бонду уже
стукнул полтинник, а 40 лет исполняется лишь первой экрани-
зации флеминговой прозы. Но простим сверхсекретному плей-
бою понятное желание молодиться. Вернемся к его прародите-
лю. Будучи сотрудником агентства «Рейтер» в 1933-м, Флеминг
столкнулся с миром шпионажа. Тогда он делал репортажи с
учиненных сталинским судопроизводством процессов над бри-
танскими инженерами в Москве. В Совдепии параноику Фле-
мингу приглянулось - он вернулся туда уже корреспондентом
«Таймс» и пробыл до самого начала Второй мировой, во время
которой служил командором в британской морской разведке.
В 50-е любознательный живчик захотел покоя. Обзавелся до-
миком на Ямайке, женой Анной и персонажем Джеймсом Бон-
дом. Умер любимый автор президента Кеннеди после 12 лет
мирной жизни, в 1964-м, в возрасте 52 лет, успев написать
14 книг о приключениях агента 007. Как оказалось, не просто
идеального - растяжимого на все режимы и времена героя.
Картинного денди, способного вписаться в любой пейзаж и
любую битву. Флеминг сочинил Бонда «для теплокровных гете-
росексуалов в самолетах, поездах и постелях». Правильно вы-
брал целевую аудиторию, не поспоришь. В ответ на брюзжание
литературных критиков Флеминг, кстати, заметил:
«С чего они
взяли, что я пишу по шаблону? Есть основные понятия - секс,
деньги, быстрые машины и прочие атрибуты шикарной жизни,
а вот очередность их у меня всегда разная».
птицы западных индий
Так называлась настольная книга Флеминга - энциклопедиче-
ский справочник американского орнитолога Джеймса Бонда.
Начинающий прозаик счел это имя наиболее подходящим.
подставные тела
Первым, кто одолжил Бонду тело, был Шон Коннери. В 1962
году Теренс Янг выбрал его на роль шпиона в фильме «Доктор
Но», экранизации шестого по счету романа Флеминга.
Коннери играл в первых пяти фильмах «бондианы», после чего
уступил место австралийцу Джорджу Лэзенби. Лэзенби не при-
жился, и в 7-й фильм проекта - «Бриллианты навсегда» - вер-
нулся Коннери. Но преодолеть свою мало объяснимую нена-
висть к персонажу Коннери так и не сумел. В итоге его сменил
Роджер Мур - лучший из всех Бондов. Сказалась высшая шес-
тилетняя разведшкола, которую Мур прошел в телесериале
«Святой»; в недавнем киноримейке «Святого» на роль постоян-
но меняющего облик Саймона Темплера отважился Вэл Кил-
мер. Бонд же, в отличие от всех прочих известных шпионов
планеты, никогда не прятался под маской или за псевдонимом.
Лукаво-ироничный Мур справедливо оставался агентом 007 на
протяжении 13 лет, сыграв в се-
ми фильмах. Отстойный Тимо-
ти Далтон годился разве что для
сугреву сердец домохозяек, ры-
давших на «Джейн Эйр», и вы-
был из элитного списка после
двух лент. Последним Бондом
оказался Пирс Броснан. Не вда-
ваясь в анализ его лицедейских
способностей, отметим, что па-
рень умеет работать над собой.
«Золотой глаз», в котором
Бонд-Броснан кромсал русских
солдатиков (вот ублюдок!) и го-
нял по Петербургу на танке (и
это после окончания «холодной
войны» и падения Берлинской
стены), повергал в дурной шок.
Мне известен человек, большой
фэн 007, который, ужаснувшись
случившейся с агентом мета-
морфозе, обрядился в майку
с надписью «I Want То Kill James
Bond». Любимым же моим акте-
ром тогда стал Робин Уильямс,
а героем - исполненная им в од-
ноименном фильме миссис Да-
утфайр, подвергавшая слащавого Броснана глумлению и уни-
жениям. За минувшие годы Пирс эволюционировал, терпимо
сыграв в сносном «Завтра не умрет никогда» и достойно в совсем
неплохом «И целого мира мало». Вот только как минимум поло-
виной своих достоинств предпоследний фильм «бондианы» обя-
зан врагам 007.
зверофабрика
Продюсер и сценарист «бондианы» Майкл Дж. Уилсон заявил,
что подлинный фильм про 007 - это «цирк с тремя аренами».
Одна из этих арен занята злодеем, которому Бонд пытается по-
мешать уничтожить мир. Злодеи - незабываемы, разработке их
черных душ посвящено не меньше усилий, чем придумыванию
экшн-сцен и технических новинок вместе взятых.
УУ
У
Б о н д а
в с е г д а е с т ь
с е к с , д е н ь г и
и б ы с т р ы е
м а ш
и н ы
.
Н
о и х
о ч е р е д н о с т ь
п о с т о я н н о
м е н я е т с я
*
Умники-буквоеды постараются приписать к «бондиане» 21-й фильм - «Никогда не говори «никогда» (1983), но это будет натяжкой. Бондиана -
не очко, фильм Ирвина Кершнера снят без участия постоянных продюсеров. Начало сериалу в 1962 году положил Альберт Брокколи; после его смерти
за дело взялись его родная дочь Барбара и приемный сын Майкл Дж. Уилсон.
ДЕКАБРЬ 2002 ОМ 69
97
предыдущая страница 84 ОМ 2002 12 читать онлайн следующая страница 86 ОМ 2002 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст