к и н о
НОГДА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
оказывается слишком сложна для
восприятия. В таких случаях она
принимает форму легенды, позволя-
ющей ей странствовать по миру.
..»
Лучшим подтверждением умозаклю-
чения Борхеса служит история неко-
его Эда Гейна, арестованного 16 ноября 1957 года в Плэйнфил-
де, штат Висконсин. Этот мужичонка в сдвинутом на ухо клет-
чатом кепарике коротал долгие одинокие вечера, посвящая их
странному хобби. Он препарировал женские трупы и мастерил
из кожи, костей, зубов и ногтей всякие нужные в хозяйстве ве-
щи - настольные лампы, абажуры, рамочки для фотографий,
табуретки. Трупы он выкапывал на местном кладбище сразу
после похорон, пока земля не слежалась. Разумеется, перед тем
как препарировать добытое тело,
Эд развлекался с ним - по-некро-
фильски, однако позже, на следст-
вии, он категорически отрицал
это. Иногда, если в естественных
смертях случался длительный пе-
рерыв (ведь люди не умирают по
какому-то календарному графику,
бывают и паузы), Эд, мужик про-
стой и незамысловатый, как коп-
ченое сало, попросту похищал ка-
кую-нибудь из местных красавиц
предклимактерического возраста
(у него была слабость к зрелым,
очень зрелым женщинам) и - пос-
ле недолгих пыток - убивал. Ко-
нечно, раз уж Эду попадалось на-
столько свежее мясо, он разнооб-
разил свое меню жареной челове-
чинкой, иногда по-дружески уде-
ляя кусочек-другой соседям. Разу-
меется, соседи и не подозревали,
чем именно угощал их тихий фер-
мер Эд Гейн.
САМОЕ ДИКОЕ В ЭТОЙ ИСТОРИИ ТО, ЧТО ЭД,
СОБСТВЕННО, и не скрывал своего увлечения от окружаю-
щих. Соседские ребятишки, игравшие с ним в карты, однажды
поинтересовались, что это за человеческие головы висят у него
на стене.
- Они настоящие? - спросил малыш Билли у Эда Гейна.
- Конечно! - с гордостью ответил Эд. - Самые настоящие су-
шеные головы!
- Откуда у тебя такое? - поразились мальчишки.
Эд замялся и пробормотал что-то о приятеле, служившем на
Тихом океане и приславшем эти сувениры в конце войны в по-
дарок. Эд не любил врать. Может быть, поэтому после исчезно-
вения (в 1954 году) разбитной барменши Мэри Хоган он всем
знакомым, хихикая, рассказывал, что Мэри спрятана у него до-
ма. Знакомые смеялись и хлопали Эда Гейна по плечу: славный
парень, совсем простой. Он верил людям. Он верил в то, что его
ведет рука Господа (ведь он убивал проклятых шлюх, а шлюха-
ми, в его глазах, были все женщины, за примечательным исклю-
чением матушки Эда). Он не пытался скрывать следы своих
преступлений - дверь в подвал, где он потрошил свои жертвы,
даже не имела замка.
.. Но в конце концов эта история закончи-
лась так, как закончилась: приехала полиция и арестовала убий-
цу, каннибала, некрофила и некрофетишиста Эда Гейна. Он
просидел в психиатрической клинике до 1984 года, охотно сот-
рудничая с врачами и исследователями, а потом умер, оставив
нам мучительную загадку своей дегенеративной личности.
ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ, ПРАВДА? ДЛЯ АМЕРИКАН-
цев она оказалась не только предельно отвратительной, но
и попросту непереносимой. Воспринимать Эда Гейна таким, ка-
ким он был, оказалось невозможно, и работа над превращени-
ем факта в легенду началась почти сразу после публикации ма-
териалов об аресте «висконсинского чудовища».
Первый шаг был сделан очень неплохим фантастом Робертом
Блохом, выучеником Говарда Лавкрафта. Блох написал психо-
логический роман ужасов «Психо», где объяснил действия
убийцы шизофренией. Мол, па-
рень - в книге его звали Норма-
ном Бейтсом - находился под вли-
янием тиранической мамаши, му-
чившей его чтением Библии и
бившей ремнем всякий раз, когда
ловила за мастурбацией. И после
смерти мамы (так считал Блох)
сознание несчастного онаниста
раздвоилось - со всеми ужасаю-
щими последствиями, известны-
ми нам из романа «Психо» и его
последующей экранизации Альф-
редом Хичкоком.
В одной из психологических ипо-
стасей герой был славным, друже-
любным парнем, застенчивым
любителем книг о нацистских ла-
герях смерти и о каннибалах бас-
сейна Амазонки. Но когда Нор-
ман ощущал запах женщины, ко-
гда мужские гормоны взбаламу-
чивали его кровь, он становился
своей покойной мамой и зверски
кромсал одиноких путешественниц, остановившихся в его мо-
теле на ночевку. Отчасти автор «Психо» был прав - крыша у
Эда поехала именно после смерти госпожи Аугусты Гейн, и
именно маму он в первую очередь притащил домой с местного
кладбища. Но Блох совершенно сознательно обошел в своем
романе эстетизм Эда Гейна. Его Норман Бейтс, сумашедший ис-
требитель беспечных женщин, всего лишь Бщ ^огбег, как гово-
рят немцы, тот, кто получает сексуальное удовольствие от само-
го процесса убийства, - а Гейн был не таков. К тому же реаль-
ный, не выдуманный Эд Гейн прекрасно осознавал ВСЕ свои
действия, и с соседскими детьми в домино играл тот же тип, ко-
торый вырезал у женских трупов вагины и украшал их бантика-
ми. Для Роберта Блоха и Альфреда Хичкока подобное смешение
добра и зла в одном человеке было немыслимо - эти полюса
следовало развести в две личности, обитающие в одном теле.
СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ ЛЕГЕНДЫ ПРИХО-
дится на 1973 год, когда на экраны США обрушился неисто-
вый, грубый, грязный, отвратительный до смешного фильм То-
ба Хупера, профессора литературы одного из второстепенных
университетов Среднего Запада. Фильм назывался «Техас-
ская резня бензопилой». Сама история постановки, превра-
"
Ш
а г в с т о р о н у
о т б е н з о к о л о н к и , и т ы
м о ж е ш
ь с т о л к н у т ь с я
с п а р н е м в м а с к е и з
ч е л о в е ч е с к о й к о ж и
ДЕКАБРЬ 2002 ОМ 69
107
предыдущая страница 94 ОМ 2002 12 читать онлайн следующая страница 96 ОМ 2002 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст