персона*
человек и марки
Благодаря Александру Шумскому имя выпускника провинциального
института легкой промышленности может превратиться в заветные
буквы для модников Москвы, Лондона и Нью-Йорка.
Текст I Алексей Логунов Фото I Юрий Козлов
С
НАЧАЛА НИЧЕГО НЕ БЫЛО.
А потом Шумский с
друзьями сделал Russian
Fashion Week и мода в
России превратилась в индустрию.
Люди стали ходить на показы, ко-
торые он организовывал, заказы-
вать одежду у дизайнеров, кото-
рых он пиарил, а сама RFW попала
в престижный гид по мировой
моде Fashion now, выпущенный
журналом I-D в этом году. Алек-
сандр Шумский и его агентство
коммуникаций «Артефакт» учат
дизайнеров быть бизнесменами,
проводят коммуникацию между
высокой модой и покупателями,
делают ее ближе к людям.
Алексей Логунов: Почему вы занимае-
тесь модой, а не политикой, например?
Александр Шумский:
Политикой за-
ниматься непросто, там все очень
сильно пьют.
.. Ее правила игры я
хорошо знаю, но должно быть
удовлетворение от работы. Вот вы
ходите в офис - вы там мучае-
тесь? Нет, вы кайфуете. И тогда
результат на выходе получается
принципиально другой.
АЛ: Личный комфорт превыше всего?
АШ:
Должно быть творчество и
некий easy-living, и при этом нуж-
но работать профессионально. Я
попробовал много всего и понял,
что насилие над собой нельзя
компенсировать деньгами. Есть
люди, которые делают это легко,
а я - не могу. Тем более что я зара-
ботал уже какие-то деньги, и меня
это в принципе устраивает.
АЛ: Зачем нужна ваша Russian Fashion
Week?
АШ:
Этот проект создан, чтобы
стимулировать развитие нашего
рынка. Большинство отечествен-
ных дизайнеров не показывались
на таком подиуме - не было ника-
кого подиума в их жизни. На RFW
им нужно продемонстрировать
свое умение общаться с публикой
и научиться делать показ. Показ -
это ведь концептуальное продол-
жение коллекции, а не просто
выйти-пройтись.
АЛ: Считаете себя специалистом в об-
ласти моды?
АШ:
А кого вообще считать специа-
листом? Таких единицы, это же ам-
бициозный бизнес. Вот мы в про-
шлом сезоне делали опрос среди
участников Недели: «Чье мнение
для вас значимо?» Назывались
имена совершенно разных людей,
половина из которых ничего ска-
зать не может, они не то что бы
эксперты - просто никто, некомпе-
тентные люди. Я тоже не эксперт,
но неплохо разбираюсь в этом воп-
росе. У меня есть вкус, чтобы от-
личить хорошую коллекцию от
плохой.
АЛ: Название или популярность марки
влияет на ваш выбор при покупке
вещей?
АШ:
Зависеть от брэндов - удел лю-
дей без вкуса. Гораздо важнее по-
нятие стиля. Armani, к примеру,
значительно лучше 50 тыс. других
марок, производимых в Италии, -
прекрасное качество, дорогие тка-
ни.
.. А что если вам стиль Armani
не подходит? У наших людей су-
ществует стереотип поведения, за-
ложенный еще в советские време-
на, ведь большинство покупаю-
щих сейчас модную одежду роди-
лись в CCCR А тогда марка имела
определяющее значение и было не
так важно, как одежда сидела.
АЛ: А какие брэнды из наших «хорошо
сидят»?
АШ:
На мой взгляд, брэнд - это то,
что продается, а не то, что извест-
но. Есть такая формула: famous not
popular - известный, но не попу-
лярный. Твое имя могли напеча-
тать в газете, но это не значит, что
носки-платки с тем же именем тут
же начнут покупать. У Чапурина
есть шанс превратиться в серьез-
ный брэнд: он очень талантлив и
четко движется к цели. Из дизай-
неров новой волны он самый про-
двинутый, плюс в него вкладыва-
ют деньги инвесторы. У Ахмадул-
линой есть своя собственная сти-
листика, а Разумихина уже приоб-
рела международную известность.
НА МОЙ
ВЗГЛЯД,
БРЭНД -
ЭТО ТО, ЧТО
ПРОДАЕТСЯ,
А НЕ ТО, ЧТО
ИЗВЕСТНО
Зайдите в Barney’s в Нью-Йорке -
магазин, по которому сверяются
американские модники, - и там вы
найдете Разумихину. В Японии вы
ее встретите в 20 местных бути-
ках, а если кто-то продается в
Японии, то он - ультрамодный. И
это уже бизнес: у нее оборот боль-
ше, чем у наших прославленных
дизайнеров.
АЛ: Французские Дома моды все чаще
возглавляют иностранные легионеры
- англичане, американцы, японцы. А
когда мы увидим на этом посту сооте-
чественника? Или русским туда путь
заказан?
АШ:
В моде есть несколько путей
развития: либо делай свой собст-
венный брэнд и собственный биз-
нес, либо иди нанимайся к кому-
то и мечтай получить приглаше-
ние от Dior. Но наши дизайнеры
чересчур самобытны и порой не
готовы работать в жесткой систе-
ме. Мода может меняться каждые
полгода, и если сделаешь неудач-
ную коллекцию, то марку можно
закрывать. Это тонкий бизнес, в
котором надо учитывать массу де-
талей. Выбор огромен, поэтому
высок и риск оказаться завтра ни-
кому не нужным. Еще есть проб-
лема в том, что у нас дизайнеров
готовят как художников. Моделье-
ры выходят из институтов и начи-
нают нести людям свою фантазию
в чистом виде, а это не мода. Им
кажется, что они так реализуют се-
бя, что сделать коллекцию - это
как картину нарисовать. Но ведь
искусство и мода - разные вещи,
мода должна быть индустриализи-
рована: с одной стороны - красо-
та, тенденции, модно-немодно, а с
другой - маркетинг, менеджмент,
производство. Дизайнер не в со-
стоянии сделать все это самостоя-
тельно.
АЛ: Что вас удивляет?
АШ:
Я езжу по миру, хожу по музе-
ям и там удивляюсь. А еще уди-
вить меня можно хорошей атмо-
сферой.
АЛ: И каков ваш профессиональный
рецепт ее создания?
АШ:
Люди прежде всего. Баланс по-
разному нужных и правильных
людей. Химия этого процесса тру-
дноуловима. Есть технические мо-
менты: наливать-не наливать, всех
пускать или никого. Но все-таки
главный фактор - человеческий. ■
ИЮЛЬ - АВГУСТ 2003
ОМ 75
23
предыдущая страница 18 ОМ 2003 07-08 читать онлайн следующая страница 20 ОМ 2003 07-08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст