русский диск
жестокий романс
Впервые записаны и изданы уникальные песни Гуджи Бурдули
М
МОДНЫМ ИЛИ АКТУАЛЬНЫМ
этот диск не назвать, если только не считать за модный
тренд такое чудное в нашу эпоху тотальной сфабрикованности (звезд, чувств, по-
требностей) желание хоть иногда слышать что-нибудь настоящее. А старый совет-
ский актер Гуджа Бурдули из тех людей, что реальнее не бывает. Как и у всех испол-
нителей музыки подобного рода, судьба его колоритна. Начал сниматься в кино - а на его сче-
ту более 50 фильмов - только в 33 года после долгих уговоров друзей. Но легендарной фигу-
рой он был и в те времена, когда еще работал на бензоколонке, что стояла на шоссе, ведущем
из Тбилиси в аэропорт. Всеобщий любимец (среди его бесчисленных друзей находится место
и для Мастроянни, Джека Николсона, Шона Пенна), душа компании, герой традиционных
грузинских застолий, Гуджа пел всегда. Но лишь теперь усилиями Олега Нестерова его песни
записаны. В них, как на перекрестке всех путей, сошлись русские и цыганские романсы, гру-
зинские песни, воровская лирика,
советские эстрадные хиты и, пре-
ломившись через личность Гуджи,
превратились в нечто особенное.
Поет старый мачо на русском и
исключительно о любви, но под
его жесткий, пробирающий до
мурашек голос оживает и прохо-
дит перед глазами вся череда ге-
роев Вахтанга Кикабидзе, Георгия
Данелии и Отара Иоселиани,
вспоминаются знаменитые гру-
зинские воры в законе (в СССР
они по какой-то неведомой мне
причине составляли чуть ли не
треть от их общего числа) и гру-
зинские князья, настоящие и са-
мозванные (замечали, что среди
грузин каждый второй обязатель-
но князь?). Особая связь России и
Грузии хоть и порядком омрачена
в последние годы политиками, но
остается очень глубокой. И в на-
шем коллективном сознании жив
этот образ благородного грузина,
вспыльчивого и гостеприимного,
обожающего внешние эффекты и
преданного в дружбе. И песни
Гуджи Бурдули - еще один камень
в фундамент этого прекрасного
грузинского мифа. ★ ★ ★ ★ ★
Г у д ж а
Б у р д у л и
Пловец, певец
прекрасных дам
(Ш2)
Г л ю к о га
Глюкога Nostra (Монолит)
Продюсер Максим Фадеев месит, мнет, лепит
из человеческого материала феерических го-
мункулов. Откуда он узнал, какой хочет себя
видеть девочка-скандал сегодня? Где, с кем ту-
суется продюсер, какие журналы читает, чтобы
так точно попасть в аудиторию? Не хочется
в этом разбираться. Гораздо важнее тот факт,
что Фадеев окончательно обозначил в нашей самой массовой из культур на-
метившийся приоритет персонажей над персонами. Альбом «Глюкогы» вы-
шел спустя год после записи, и это очень правильно. Лучшего времени, чем
сейчас, не придумаешь: бум вокруг Gorillaz утих, Агузарова так и не выпустила
новый альбом, Земфира молчит, даже родственная компьютерной «Глюкоге»
мультипликационная Масяня успела выйти из моды. То есть все, с кем по тем
или иным показателям могли бы сравнивать «Глюкогу», ушли в тень, словно
расчистив место для ее пришествия. Простая музыка ввинчивается в мозг и
не оставляет уже ни на минуту. В случае с Фадеевым даже не хочется выде-
лять какие-то отдельные песни, делать не хиты он, похоже, просто не умеет.
Сплав настоящего серфа с русским попом получился небывало удачным,
а легкий провинциальный акцент певицы говорит о том, что за анимирован-
ной барышней прячется все-таки не сам адски обработанный компьютером
Фадеев, а чья-то настоящая жизнь. ★ ★ ★ ★ ★
Борис Барабанов
П е л а ге я
Пелагея (FeeLee Records)
Первый альбом семнадцатилетней сибирячки
объединил почти все записи, сделанные пе-
вицей-вундеркиндом за шесть лет. На одном
диске сошлись оркестр народных инструмен-
тов, академический хор, забайкальский каза-
чий ансамбль, гитаристы «Аквариума», «Ме-
гаполиса» и электронный продюсер Макс Го-
ловин. Романсы и русские народные сменяют этно-авангардные экспери-
менты (для чего Пелагея собрала собственную группу) и электронные реми-
ксы. Сразу бросается в глаза, что этот the best в точности отражает тот оре-
ол некой двойственности, что всегда окружал Пелагею. Чудо-ребенку с го-
лосом в три с половиной октавы приходилось петь на самых официозных
мероприятиях перед Патриархом Алексием II, Ельциным с Колем и Шираком
и выступать в рок-клубах с андеграундными музыкантами, делать «кавера»
Depeche Mode. Она вроде бы своя для так называемой православно-патрио-
тической аудитории, озабоченной сохранением русской культуры, и среди
богемной публики, следящей за модными тенденциями. Но все рассуждения
о попадании меж двух стульев можно смело отбросить, потому что кажуще-
еся это противоречие есть счастливая особенность Пелагеи. Она замеча-
тельно звучит во всех видах и может позволить себе делать все, что ей
захочется. Девушки ведь - они такие ветреные. ★ ★ ★ ★ ★
36
ОМ 75
ИЮЛЬ - АВГУСТ 2003
предыдущая страница 30 ОМ 2003 07-08 читать онлайн следующая страница 32 ОМ 2003 07-08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст