доб-стар
Сегодня в Стране восходящего солнца в области искусства царствует
молодой художник Такеши Мураками.
Текст I Леля Богатых
Л
ИДЕР ШКОЛЫ НЕОПОПА
ранних 90-х, эпохи все-
властья медиа, Интерне-
та и общей культурно-
технической акселерации, Такеши
Мураками вот уже более пяти лет
держит в руках пластиковое япон-
ское сердце. Тридцати летний ху-
дожник - добросовестная супер-
звезда, перед которой заискивают
коллекционеры и арт-дилеры все-
го мира. Его рисованные и скульп-
турные персонажи (по силе - не
слабее американского Микки-Мау-
са) вдохновлены хардкоровой син-
тетической эстетикой анимэ и ма-
га, которая лежит в основе япон-
ской поп-культуры.
Журналисты и искусствоведы все-
го мира пытаются разгадать фе-
номен популярности молодого ху-
дожника, многие из них задаются
вопросом: что это - талант или
очковтирательство? Мураками,
без сомнения, искусный худож-
ник, один из наиболее значимых
в своем поколении, но его промо-
ушен, слегка бесстыдный и черес-
чур основательный, часто отвле-
кает от сути дела. Он, так же как и
Энди Уорхол, трудолюбиво масте-
рит собственный культ, используя
любые средства для укрепления
в сознании масс своего брэнда.
Особенно действенно в данном
случае сотрудничество с извест-
ными марками и именами. Поэто-
му он любит приглашать на от-
крытие выставок звезд типа
Бьорк.
Этот год особенно для него уда-
чен - дизайнер Марк Джейкобс,
креативный директор марки Louis
Vuitton, предложил ему сотрудни-
чество. Художник освежил все-
мирно известную монограмму LV:
теперь в ней не 33, а 93 оттенка и,
помимо всего прочего, с новой
коллекции сумок весело подмиги-
вают разноцветные глазки поке-
монов - любимых персонажей
Мураками.
Как великий стратег от искусства,
он в своих многочисленных ин-
тервью охотно делится рецептом
знаменитости. Для этого всего
лишь надо исторически обосно-
вать происхождение стиля, доба-
вить побольше ярких, запомина-
ющихся образов, как можно боль-
ше секса и недвусмысленно на-
мекнуть на неотвратимость смер-
ти и бренности всего сущего. Ну
и, конечно, нужно постоянно изу-
чать арт-рынок.
На протяжении нескольких лет
Мураками придумывал новые
термины для описания япон-
ской поп-культуры. Одна из его
теоретических находок - Ро-Ки
Revolution (неологизм сформиро-
ван из слов «поп» и «отаку»). С са-
МЕТРОВАЯ
КУКЛА
ОКРУЖЕНА
12 ПЛАСТИКО-
ВЫМИ
ПОГАНКАМИ
ЦВЕТА ЛАЙМА,
БЛЕДНО-
АПЕЛЬСИНО-
ВОГО И ЦВЕТА
ФУКСИИ -
МУРАКАМИ
ЛЮБИТ
ПСИХОДЕЛИКУ
мого начала своей творческой
карьеры Такеши Мураками осо-
бенно интересовался культурой
отаку - фанатичных почитателей
и коллекционеров манга и анимэ.
Во многом его продукция рассчи-
тана именно на них. Тошно Окада,
создатель культовой мультяшки
«Еуап§еПоп», удостоил Мураками
звания «Король Отаку», что по-
служило причиной сумасшедшей
популярности художника в соот-
ветствующей среде.
Но, пожалуй, наиболее удачным
изобретением стал последний
проект Мураками - «БирегПаР)
(суперплоскость). Термин яирегПа!
создан им, чтобы объяснить но-
вый визуальный язык, активно
применяемый поколением моло-
дых японских художников:
«Я ду-
мал о реалиях японского рисунка и
живописи и о том, как они отли-
чаются от западного искусства.
Для Японии важно ощущение плос-
кости. Наша культура не облада-
ет ЗР-формами. 2Р-формы, ут -
вержденные в исторической япон-
ской живописи, сродни простому,
плоскому визуальному языку совре-
менной анимации, комиксов и гра-
фического дизайна».
Так вполне
справедливо Мураками предлагает
прямую линию исторического
происхождения комиксов манга
от стилистических традиций
японских гравюр ХУП-Х1Х веков,
от Хокусая и Хиросиге.
Помимо теоретической стороны,
«5ирегАаЬ> - это название выстав-
ки Такеши Мураками и еще не-
скольких молодых японских ху-
дожников. Экспозиция уже побы-
44
ОМ 75
ИЮЛЬ - АВГУСТ 2003
предыдущая страница 36 ОМ 2003 07-08 читать онлайн следующая страница 38 ОМ 2003 07-08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст