рецензии
книги *
Д у гл а с Р а ш ко ф ф
Медиа вирус!
(М.: Ультра.Культура, 2003)
Рашкофф - человек с неудобной для русского
языка профессией «медиолог». Для того чтобы
объяснить, что это такое, великому и могучему
требуется аж целых пять слов: «специалист по
средствам массовой информации». Говорят-
крупнейший со времен Маршалла Маклюэна.
Именно ему принадлежит изобретение термина
«инфосфера», обозначающая совокупность
всего, что обращается вокруг нас по проводам
и эфиру - от порнушных джипегов до текста обращения президента к на-
ции. Инфосфера - это особая форма жизни, а там, где есть жизнь, есть
и вирусы. Именно им и посвящена книга Рашкоффа - информационным
мутантам, возникающим иногда стихийно, а иногда умышленно и под-
спудно воздействующим на наше сознание. На столь, казалось бы, несо-
поставимых примерах, как президентская компания Буша и анимацион-
ный сериал о Симпсонах, философия Дженезиса Пи-Орриджа и заставки
МТУ, Рашкофф показывает, как медиа-вирусы возникают, как они раз-
множаются, к каким последствиям приводят их эпидемии, а самое глав-
ное - как ими пользоваться в своих интересах. В силу последнего обстоя-
тельства книгу можно рекомендовать всем начинающим пиарщикам, хотя
читать ее можно и ради чистого удовольствия, хотя бы для того, чтобы
найти ответы на неразрешимые загадки. Например, почему люди, вовсе
не считающие себя идиотами, с таким удовольствием копируют характер-
ный смех Бивиса? ★ ★ ★ ★
М и ш е л ь У э л ь б е к
Лансароте
(М.: Иностранка, 2003)
Наверное, после вышедшей недавно более
поздней «Платформы» предыдущий роман
сексуально озабоченного француза может
показаться несколько излишним. В каком-то
смысле его можно назвать «Платформой»
для тех, у кого мало времени» - та же самая,
в сущности, информация изложена на сотне
страниц вместо четырехсот. Кратко резюми-
руем: средний европеец сыт, но не знает, за-
чем живет, чувствует себя человеком, только
когда трахается, а трахаться ездит в экзоти-
ческие страны, потому что только там женщины еще готовы трахаться ра-
ди удовольствия, хотя и за деньги, со всех сторон напирают мерзкие ара-
бы в поясах шахидов и «калашом» в руках, и выхода из этого ужасного
и бессмысленного существования в ожидании Альцгеймера или рака про-
статы нет никакого. Разве что уйти в секту или покончить самоубийством.
Но и то и другое, во-первых, страшно, а во-вторых - пошло. Не спешите
радоваться загниванию Запада: увы, в большинстве московских мужских
компаний, принадлежащих к верхам среднего класса, уже несколько лет
слышны в основном те же беседы, что ведут герои Уэльбека; в том-то, ви-
дать, и секрет успеха этого, руку на сердце положа, довольно занудного
писателя. Выход же, наверное, все-таки есть, но верблюду, груженному
всеми благами современной цивилизации и окладом топ-менеджера, в не-
го просто не протиснуться. ★ ★ ★ ★
MEDIA VIRUS
fftSH KA
В И & » ¥ £ !!
инф осф еру
I II расширение
планетарной
меди л о б * ти».
• * ) *»»0Х|И Є
подлин н ы е
это не просто
тродисние «они.
Это медиаемрусы.
V
Д ж е й м с Б алл ард
Бетонный остров (М.: ЭКСМО, 2003)
Превысив скорость и слетев с моста, вы оказы-
ваетесь на «острове недоступности», под отко-
сом большой шумной трассы. Раненая нога не
позволяет вернуться в нормальную жизнь, а за-
бирать вас отсюда не торопятся, ибо принимают
за бомжа и на все крики и жесты в лучшем слу-
чае выкинут недоеденный сандвич. Даже подо-
жженная ночью машина никого не интересует, а
буквы с бетона пропадают непонятным образом.
Несколько бутылок вина, воспоминания о впол-
не успешной офисной и семейной жизни и горьковатый юмор - вот все,
что у вас осталось на никем не определенный срок. Баллардовский трил-
лер о том, как вынужденное отчуждение становится добровольным выбо-
ром и причина тому не внешняя, а внутренняя, поскольку автокатастрофа
- взбрык подсознания, бунт против самого себя. Баллард умеет нагнетать
напряжение, и нелепица перерастает в драму. На острове, в густой траве,
прячутся и другие «неадекватные» островитяне, ждущие, что вы разделите
с ними их отчужденность и безумие. И если вы не собираетесь стать их
рабом, придется быть их королем. ★ ★ ★ ★
Алексей Цветков
А ром аты
и зап ахи
в кул ьтуре
(М.: НЛО, 2003)
Высоколобые
культурологи
продолжают ис-
следовать нашу
повседневность из своей тарелки.
На этот раз суммировали всё о
том, что попадает в поле нашего
обоняния. Запах сексуальности
в разных культурах, секреты пар-
фюмных империй Запада и дома
ароматов Востока. Этот невидимый
и неслышный язык выражает не
конкретные мысли, но сущности,
ментальность, стихию. Шанс уз-
нать, чем и зачем пахнут «дым оте-
чества», «тот свет» и мыло «Стра-
тостат». ★ ★ ★ ★
Алексей Цветков
Б анана
Е си м о то
Ящерица
(СПб.: Амфора,
2003)
Мужчины гораз-
до чаще пишут
от имени женщины, чем
наоборот. Банана Есимото - то са-
мое наоборот, по крайней мере
с точки зрения грамматики. С точки
же зрения содержания - нутро писа-
тельницы лезет наружу из каждого
произведения. Читается, как ни кру-
ти, как текст женский - с подчеркну-
тым вниманием к мелочным дета-
лям, преобладанием настроения над
повествованием и т. д. и т. п. В об-
щем, такой Мураками в юбке. Соот-
ветственно и отношение к ней зави-
сит от отношения к тому Мураками,
что в брюках. ★ ★ ★
М а р гар ет
Э твуд
Слепой убийца
(М.: ЭКСМО,
2003)
Полусвятая-полу-
безумная Лора
Чейз добровольно расста-
ется с жизнью, а ее вполне нормаль-
ная совестливая сестра много лет пы-
тается понять, как так вышло и кто
тут в чем виноват? XX век, как длин-
ный поезд, медленно проезжает пе-
ред нами со всеми его мировыми
войнами, кризисом аристократии,
триумфом буржуазии, коммунистиче-
скими мечтами и т. п. Параллельно
развертывает сказочный сюжет о
«цикронитах» из другого измерения,
мертвых королях и безъязыких жерт-
вах-девственницах. ★ ★ ★
Алексей Цветков
U 1 K O *
В л ад и м и р
К о зл о в
^ ,.
Школа
ї
* 2 3 я
(М.:Л(1
\ З З Э 0
М а^іпет,
» 3 0 3 0 . 4
книга
автора «Гопников»,
написавшего нам в майский номер
про войну в Ираке, и солиста группы
«Дисфункция», обозванной нами
«Диффузией» - миль пардон. В
«Школе» всё то же, что и в «Гопни-
ках»: хождение за район и езда за три
моря в Ленинград с классом, группо-
вухи в подвалах и избиение пьянень-
ких дворников на фоне перестройки-
гласности. Книга написана безличным
языком - ноль рефлексии, она прият-
но тупит, смешит белорусизмами, но
башню не вскрывает. ★ ★ ★
Филипп Миронов
К н и ги предо став лены м а гази н о м «Ф а л а н с те р »,
Б ол ьш ой К о з и х и н с к и й пер., 10 (м . П у ш ки н с ка я ), тел. 504 4795
ИЮЛЬ - АВГУСТ 2003
ОМ 75
49
предыдущая страница 41 ОМ 2003 07-08 читать онлайн следующая страница 43 ОМ 2003 07-08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст