имя.
____________________
венское шитье
Хельмут Ланг, несмотря на род занятий и выдающиеся достижения в области моделирования одежды,
всячески пытается не быть «публичной персоной». Но человеку настолько талантливому можно
простить и не такие капризы.
Текст I Светлана Рейтер
П
РО ЧЕЛОВЕКА
с краткой
фамилией и долгим
смысловым этой фами-
лии значением практи-
чески ничего не известно; на офи-
циальном сайте Хельмута Ланга
значится «год рождения: 1956. Ме-
сто рождения: Вена». Минуточку-
минуточку, хочется крикнуть лю-
бознательному читателю, а какой
на венском дворе стоял месяц,
день, наконец?! Под каким созвез-
дием родился единственный в мя-
систой Австрии модельер-мини-
малист? Нет ответа. Сказано толь-
ко, что Хельмут Ланг «всеми сила-
ми избегает общения с прессой
и публикой», а свои фотографии
предпочитает публиковать в поло-
винном формате - с правой поло-
винки на зрителя смотрит при-
стальный строгий глаз, круто гну-
тая бровь, один плохо проросший
ус, часть серьезно сжатых губ
и старомодные волосы до плеч.
Хельмут проживает в Нью-Йорке,
где в 1995-м его коллекцию изру-
гали в пух и в прах, назвав «слиш-
ком резкой, однотонной и интел-
лектуальной». Но потом одума-
лись и полюбили австрийского
модельера все душой. До этого его
минималистические черно-блек-
лые текстильные артефакты с не-
ожиданными прорехами и почти
неприличными вырезами бодря-
ще контрастировали с австрий-
скими сливочными нарядами ко-
ровниц и тирольками крепколягих
любителей альпийских песнопений
- йодлей.
С «делом своей жизни» Ланг оп-
ределился к 21 году. К этому вре-
мени он уже поучился в австрий-
ской торговой академии, где из
него образовали бизнесмена, но,
не чувствуя в себе особой тяги
к торговому промыслу, он в 1977
году открыл модную студию, в ко-
торой пошил первую коллекцию,
принятую венскими зрителями
скорее благосклонно. Ободренный
этим Ланг отправился завоевы-
вать - Париж, конечно, - где его
показ вызвал подобие фурора.
Лангу в заслугу ставят две вещи:
первая - при взгляде на него вы
не заподозрите в нем дизайнера
(что не особое достижение - я
знаю нескольких подростков, ко-
торые считают Жан-Поля Готье
профессиональным морячком),
вторая - одежда Хельмута Ланга
при всей своей экстравагантной
разрезности удивительно подхо-
дит для чаепития, утренней про-
бежки и походов в ГУМ. Такой же
модный террорист, как Виктор
Хорстинг и Ральф Снурен, Ланг
предпочитает террор незаметный
и психологический - нивелируя
собственные модные заслуги от-
кровенным презрением к пиару,
Хельмут берет изнутри, внедряясь
в мозг невидимо и деликатно. Он
до последнего времени опирался
на два коллекционных цвета -
черный и белый, но на свежей Не-
деле моды в Нью-Йорке сделал
исключение для кремового, золо-
того и атласно-серебристого - и
ни на шаг не отошел от пронзи-
ХЕЛЬМУТ
БЕРЕТ
ИЗНУТРИ,
ВНЕДРЯЯСЬ
В МОЗГ
НЕВИДИМО И
ДЕЛИКАТНО
тельного минимализма. Ланг пер-
вым из фэшн-дизайнеров вывел
на подмостки стиль «милитари»,
снабдил туники свободного кроя
капюшонами и не побоялся ис-
пользовать в одних и тех же моде-
лях несочетаемые на первый
взгляд тона - кремовый и белый.
Он по-военному собран и несги-
баем - в своих немногочисленных
интервью честно говорит, что
«со-
в р ем ен н а я м ода - э т о гл о б а л ь н а я
ка т а ст р о ф а . Л ю д я м р а зр е ш и л и
н о с и т ь все, ч т о Б ог на д у ш у п о ло -
ж ит , и на В ы со к и х т е н д е н ц и я х
т а к а я всед о зво лен н о ст ь ска за ла сь
сам ы м п а губ н ы м образом ».
С Бо-
гом, кстати, у Хельмута Ланга со-
вершенно особые отношения -
модельер рушит модные принци-
пы, но остается человеком благо-
честивым. И по этой причине до
сих пор скандалит с безбожницей-
фотографом Беттиной Раймс, ко-
торая на одной из Берлинских вы-
ставок вывесила фотографию, на
которой Иисус Христос был обря-
жен в майку Helmut Lang. Виктор
и Рольф за такой промоушен
пожертвовали бы все четыре поч-
ки - однако Ланг, по свидетельст-
ву прессы, пришел в бешенство.
Он до сих пор составляет коллек-
ции, опираясь на собственное на-
строение, и меньше всего думает
об «актуальных в будущем мод-
ном сезоне фасонах».
Несмотря на такое «пренебрежи-
тельное» отношение к жертвам
моды, Хельмута Ланга весомо
именуют «самым стилеобразую-
щим модельером нашего време-
ни», и его полууличная, полувоен-
ная эстетика определила наше
смутное время, точно так же как
эстетика Армани пришибла 80-е,
а Ива Сен-Лорана - 70-е.
Работая одновременно с Puma и
Absolut, Хельмут Ланг называет
себя «романтиком некоммерче-
ского толка», и этим он напоми-
нает героя ремарковых «Трех то-
варищей», последнего романтика
Готфрида Лентца. Тоже, между
прочим, австрийца. ■
ИЮЛЬ - АВГУСТ 2003
ОМ 75
53
предыдущая страница 44 ОМ 2003 07-08 читать онлайн следующая страница 46 ОМ 2003 07-08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст