БЛАГОДАРИМ ЗА ПО М О Щ Ь В ПРОВЕДЕНИИ СЪЕМКИ БАР «BOURBON ST .
псой-призрак
Псой Короленко поет для тех. кто понимает, и читает лекции
для тех, кто еще не понял. Сам он человек, который воплотил
постмодернистскую доктрину об ускользании: Псой не
музыкант, не поэт и не филолог.
Текст
Катя Шапошникова
Фото
Юрий Калистратов
Катя Шапошникова: Почему вы стали Псоем
Короленко?
Псой Короленко:
Я занимался Короленко как
исследователь, его сейчас и процитирую из
письма брату: «Родись я в день святого Псоя,
быть бы мне Псоем Короленко.
..» Речь шла о
традиции называть детей по святцам странно-
ватыми именами - Илларион, Галактион.
.. Из
шутки я и взял этот псевдоним. Потому что он
намекает на возможность альтернативного Я,
что ли. С другой стороны, Псой - это ученик
Макария Великого, основоположника мона-
шества. Имя отсылает к неспокойному перио-
ду христианства, еще до превращения в ин-
ституцию. Эта энергетика мне близка. Но раз-
водить сейчас все это интеллектуальное безу-
мие.
.. пошло оно все лесом.
.. Я и книги пишу, и
лекции большей частью читаю «под Псоем».
Как поменялось студенчество за последние
года три?
Сейчас проникает то, что именуется «глобали-
стическим». Меньше ощущается культ «все-
знайки», интеллектуала, начитанного челове-
ка, появляются люди, у которых намного спо-
койнее отношение к литературе. Не читал Тол-
стого - ну и не читал. Зато морских котиков
развожу. Это очень хорошо ощущается в Аме-
рике. Там нет вертикальной схемы, где на вер-
шине - Пушкин. А есть горизонталь, где нахо-
дятся Пушкин, парикмахеры, компьютерщики.
Никто не обязан отвечать Большому Папе, что
он знает наизусть «Евгения Онегина». С дру-
гой стороны, есть законы культуры. Поэтому
даже если не читал Пушкина, все равно зна-
ешь: «Мой дядя, самых честных правил.
..»
Но это вещи из общих знаний.
Да, это вещи из той системы образования.
Сейчас бывает, приходишь к новой аудитории
и задаешь вопрос: знаете ли вы в каком году
была переиздана та или иная редакция «Мер-
твых душ»? Они, конечно, не знают. А если
спросить дискографию какой-нибудь группы,
они дадут справку, сами не осознавая, на-
сколько она научна. Сейчас вообще осведом-
ленность в области музыки стала расти. Это
тоже показатель того, что изменилось.
А что вы слушаете? Как относитесь к рэпу?
Я никогда не читал рэп в чистом виде. Я читал
тексты, которые производили впечатление
рэпа. И сейчас я это делаю. Мне очень нра-
вится Гонзалес, МС 8о1ааг —
у него я расслы-
шал даже что-то про Деррида. Но на самом
деле я слушаю любую музыку. Даже плохую.
А что такое плохая музыка?
В кавычках плохая. Ну китч, трэш, любая.
.. на-
чиная с классики и заканчивая группой «Бе-
лый Орел». Каждая музыка интересна в сво-
ем роде. Мне не нравится понятие «вкус»,
потому что мы слушаем музыку, часто ис-
пользуя стереотипные, заданные культурой
клише: это попса, это галимая попса, это кру-
то, это не круто. А надо слушать не контек-
стами, а ушами. Тогда мы сможем расслы-
шать все во всем. Элементы «Трехгрошевой
оперы» в еврейских куплетах, в заставках
«Радио-няни» Кустурицу.
Это филологический подход?
Нет. Филология имеет отношение к слову, а я
говорю о звуке. Кроме того, я ни в коем случае
не имею в виду анализ. Наоборот - спонтан-
ное, без напряга восприятие. Интеллектуаль-
ность вообще ни при чем. Иногда она мешает.
Момент развлекательности современной рус-
ской литературы вас устраивает - расслаб-
ленное отношение к словам, как и к музыке?
Да, это хороший процесс. Он освобождает от
достоевщины. Я люблю Достоевского, но Дос-
тоевский - это установка на конфликт и на
различение. А хочется спокойствия, гармонии.
А что произошло с модой на интеллектуа-
лизм в академической среде, когда на имя
Деррида реагировали как на пароль?
Мой друг Певзнер, долгое время живший в
Америке, отстал от русской моды. Он читал
Деррида и понятия не имел, что это модная
фишка. И когда я ему показал в Интернете
«Postmodernism generator» - проект Эндрю
Бэллока, где, нажав кнопку, можно породить
псевдопостмодернистское эссе, Певзнер не
понял. Он сказал, что не понимает, почему это
должно быть вообще фишкой. Ну, читаешь
Деррида и не понимаешь его птичий язык, так
вчитайся. И мне кажется, такое отстраненное
отношение сейчас более актуально. Прошла
мода на «всю эту Дерриду», и теперь можно
читать не имя, а французского философа.
Скажите, ваша музыка рассчитана на ту же
аудиторию, что и преподавательская дея-
тельность?
Мою музыку сначала воспринимали как шоу
для продвинутых. Слушали филологи. Сейчас я
знаю, что мои песни - для всех. Все эти лите-
ратурные цитаты,интертексты - они как бо-
нус. Если кто-то прикалывается - он получит
дополнительное удовольствие. Если нет, то
все интертексты сгорают и дают что-то для
души. Первую пару лет казалось, что весь про-
ект строился на отрицании какого-то образа,
на утверждении через негатив. Авторская пес-
ня - но не авторская песня, акция - но не ак-
ция, рок - но не рок, постмодернистская поэ-
зия - но нет, не она. А задача-то была изна-
чально - подружить различные аудитории,
различные вкусовые миры и увидеть у себя на
концерте действительно разных людей. В ито-
ге сейчас мое шоу символизирует преодоле-
ние отчуждения, преодоление конфликта.
А вы для преодоления отчуждения никогда
лекции не читали в состоянии накуренности?
В пьяном - читал. В какой-то момент поймал
себя на произнесении слова «козел». Потом
выяснилось, что я диктовал библиографию и
не смог удержаться от комментария по пово-
ду одного автора. •
#
В сентябре б издательстве «Новое
Литературное Обозрение»
выходит книга Псоя Короленко «Шлягер
века» с приложенным CD.
СЕНТЯБРЬ 2003
ОМ 76
21
предыдущая страница 20 ОМ 2003 09 читать онлайн следующая страница 22 ОМ 2003 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст