мартина
из племени семинолов
Те, кто слышал первый альбом Трики - «Махіпциаие», едва ли
когда забудут этот голос: игривый и инфантильный, как
котенок, едкий и страшный, как сама правда жизни. Мартина
Топли-Берд после четырехлетних проволочек выпустила
наконец сольный альбом.
Текст Дмитрий Вебер
СООБЩ ЕНИЕ О ТО М ,
что Мартина вот-вот
выпустит новый альбом, впервые появи-
лось еще в 1999 году. Даже Трики говорил,
что
«Мартина сосредоточена на своем
альбоме, который скоро выйдет, и у меня
больше петь не будет».
Последние три года запись альбома Мар-
тины финансировал небольшой лейбл
Independiente.
«Мне вроде бы назначали
какие-то дэдлайны,
-
вспоминает Мартина.
-
Но, знаете, весь этот музыкальный биз-
нес остается для меня слишком туманным.
Я
занимаюсь своим делом так, как хочу и
как привыкла. Нужно время, чтобы напи-
сать песни, чтобы сродниться с людьми,
чтобы почувствовать процесс. Сроки меня
совершенно не интересуют».
Топли-Берд выросла в Лондоне, она эмиг-
рантка второго поколения. В жилах певицы
бьется весьма экзотичный коктейль: мать
происходила из племени семинолов и при-
ехала в Англию из Сальвадора; отец - из
афро-американцев. Ее семья была обеспе-
ченной и благополучной: мать Мартины во-
рочает недвижимостью во Франции. Учи-
лась она в дорогих и закрытых частных
школах, причем Мартина слыла прилеж-
ной ученицей, идущей на идеальный атте-
стат.
«Когда ты из цветных и попадаешь в
среду английского среднего класса, то
приходится прикладывать усилия. Зато так
куется характер»,
- вспоминает Топли-
Берд свое «трудное» детство.
В 1993-м произошло совершенно случайное
событие, последствия которого ощутили
миллионы людей. Трики, тогда еще участ-
ник Massive Attack, записывал сольный ма-
териал и искал под это дело вокалистку.
Делая наброски песен, выходил перекурить
во двор своей студии. В один из дней за
клубами дыма он рассмотрел хорошо оде-
тую девицу, сидевшую на заборе близлежа-
щей школы. Молодые люди разговорились,
забавы ради отправились в студию. М арти-
на запела, а Трики с первой же минуты по-
нял, что именно этот голос он искал - неж-
ный и жестокий, детский и умудренный.
Через несколько месяцев после этой встре-
чи Мартина бросила школу и переехала об-
ратно в Лондон. До сих пор неизвестно, что
по этому поводу подумали родители -д е -
МарТИНа
и ее команда
Трики:
в рекламе не нуж-
дается. Продюсировал
часть песен на диске, в
том числе «Я а
д д
а» - ж и-
во напоминает их предыдущие опыты.
Алекс Макгован:
соавтор Мартины и
продюсер большей части альбома, уча-
стник дуэта The Starseeds. Их самый из-
вестный альбом «Parallel Life» журнал
Mixmag обозначил в 1997 году, как
«Энья в ремиксе ORB».
Дэвид Арнольд:
один из
лучших аранжировщиков
мира, заправляет даже
бондовскими саундтрека-
ми. В 1992-м его сингл с Бьорк («Play
Dead») стал первым хитом исландки.
На «Quixotic» занимался аранжировка-
ми струнных инструментов.
Хьюго Николсон:
известный в Англии
звукоинженер, работает в том числе
с Primal Scream. Он сводил и микширо-
вал «Quixotic».
Дэвид Холмс:
известный
электронный музыкант;
Мартина дважды появля-
лась на его альбомах.
Это он разыскал старые нью-орлеан-
ские записи, по которым она изучала
дельта-блюз. Результатом явилось не-
сколько филигранных треков, в том
числе резкая «Too Tough to Die».
Петра:
основная вокалистка Дэвида
Холмса, выступила как бэк-вокалистка.
Джош ХОмм и Марк Ла-
неган (Queens Of the
Stone Age):
американ-
ские друзья Мартины, иг-
рают в группе, круче которой, по мне-
нию иных критиков, в тяжелой музыке
сейчас нет никого. Участвовали в за-
писи дебютного сингла («Need One»).
вочке-то двадцати нет, а связалась с опас-
ным парнем из гетто. Который к тому же ис-
кренне полагал, что текст и музыку их перво-
го сингла «Aftermath» (1993) ему передала
родственница из загробного мира. За парту
Мартина уже не вернулась. С Трики они запи-
сали альбом, который произвел неизглади-
мое впечатление на публику середины 90-х.
Благодаря именно этой записи альбомы
Трики продаются по сей день, а Мартину по-
мнят и после пятилетнего молчания. Вокал
Мартины был самой острой, самой пряной
и экзотической приправой «Maxinquaue».
В 1995-м родился не только «Maxinquaue»,
но также и дочь Мартины с Трики, назван-
ная Мэйзи. Примерно в то же время отно-
шения между ними сузились до чисто
творческих. Любопытно, что журналисты
не дождались ни от одной из сторон ни
единого упрека или хотя бы неосторожного
слова - при том, что оба музыканта покла-
дистым нравом не отличаются. По словам
Трики, рождение ребенка произвело на не-
го глубокое впечатление и несколько не-
дель он скрывался от Мартины по барам
и притонам. Затем свыкся с новой ролью
Родить и вырастить ребенка куда слож-
нее, чем ходить и совать всем пистолет в
рожу»),
но все-таки не преминул переехать
из Англии в Нью-Йорк. Мартина же оста-
лась в их лондонской квартире с ребенком.
Она появилась еще на трех альбомах Три-
ки, с каждым разом все больше уступая
место новым фавориткам, ни одной из ко-
торых, к слову сказать, так и не удалось
затмить Мартину в глазах фэнов.
На 1998 год Мартина не написала еще ни
единой собственной песни. Многому при-
шлось учиться с нуля, однако самым важ-
ным оказалось сколотить крепкую команду
продюсеров. Поработать с Мартиной почли
за честь очень разные люди. Получивший-
ся в результате альбом не приходится как-
то оценивать, тем более сравнивать с
«Maxinquaue»: на нем поет Мартина, а так,
как Мартина, никто на свете больше не по-
ет. Его название «Quixotic» в переводе оз-
начает, ни больше ни меньше, «донкихот-
ский». Пестрое собрание коллабораторов
превратило диск в энциклопедию совре-
менного поп-индепендента. Найдется и тя-
гучий блюз («Lullaby»), записанный будто
бы сто лет назад, - в этом амплуа М арти-
на оказалась весьма убедительна. М а-
ленький лейбл, похоже, не в состоянии
обеспечить достойную рекламу пластинке
-дебю тны й сингл «Need One» не попал да-
же в Тор 40. Однако всех неравнодушных к
штучным талантам пластинка Мартины яв-
но порадует, а это не так уж и мало. •
24
ОМ 76
СЕНТЯБРЬ 2003
предыдущая страница 22 ОМ 2003 09 читать онлайн следующая страница 24 ОМ 2003 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст