кино.
прекрасная эпоха
Горько-сладкий взрыв из коммунистического прошлого
«Гуд бай. Ленин!»
Good Bye. Lenin!
Германия, 2003.
Режиссер -
Вольфганг Беккер.
В ролях: Даниэль
Брюль, Катрин Сасс.
Чулпан Хаматова
★ ★ ★ ★ ★
обидной ошибкой. Впрочем, национальный бестселлер понравится и поколению «next», ко-
торое про былое не ведает ни сном, ни духом, - это как минимум блестящая комедия.
Мать юного Александра Кернера пережила кому впервые, когда в начале 80-х ее муж сбе-
жал в ФРГ; второй приступ сразил ее во время ареста сына - последней «жертвы режима»,
угодившего в кутузку за считанные часы до кончины Германской Демократической Респуб-
лики. И вот Алекс становится хранителем спокойствия прикованной к постели матери, для
чего имитирует существование ГДР и после падения Стены. В ход идут все средства - от
наскребенных по сусекам раритетных консервов и подкупленных «пионеров» до липовых
теленовостей с сюжетом о коммунистическом происхождении «Кока-колы».
В полиции арестованный Алекс стоит в соседнем ряду с Яном, героем предыдущего филь-
ма Беккера «Жизнь - это стройплощадка» (1997), угодившим за решетку в ту же ночь на-
родных волнений. Две картины, таким образом, складываются в дилогию, параллельное
жизнеописание сверстников, чей нежный возраст пришелся на инициированную дорогим
Горбачевым перестройку мира. Но все же «Гуд бай, Ленин!» значительнее просто очень хо-
рошей «Стройплощадки» - это еще и грандиозная утопия, что выживает на ограниченной
33 квадратными метрами жилплощади. А ностальгия Беккера направлена, конечно, не на
сомнительного качества жизнь в соцлагере, маркированную импортированным из НРБ пер-
цем «Глобус» и затяжными речами Эриха Хонеккера со товарищи. Страна, которую на гэдэ-
эровских обломках строит фантазер Алекс, имеет малое отношение к реальности. И пе-
чаль, что пронизывает самый смешной фильм года, - печаль по априори прекрасному вре-
мени, когда каждый из нас был на полтора десятка лет моложе, на полтора десятка лет
дальше от смерти.
Н
аиважнейший фильм пожаловал из Германии. Схожий с вос-
точными немцами жизненный опыт, нежность интонации,
поддержанная мелодиями Яна Тирсена, и чисто профессиональ-
ные режиссерско-актерские достоинства переводят «Ленина» из
очередного пункта киноафиши в факт твоей собственной биогра-
фии. Жаль, что никто из отечественных режиссеров, кроме одно-
го-единственного Сергея Соловьева, по сей день не обратился к
изобилующему драматургическими коллизиями перелому рубе-
жа 1980-1990-х годов. Спасибо берлинским товарищам, чье
высказывание сделано словно бы от твоего лица. Тем, кто хотя
бы одним глазком застал СССР, пропустить «Ленина» было бы
рецензии.
«Свадебная вечеринка»
The In-Laws
США, 2003. Режиссер - Эндрю Фле-
минг. В ролях: Майкл Дуглас,
Альберт Брукс ★ ★ ★
Римейк одноименной комедии 1979 года.
Парочка Дуглас - Брукс вполне бы могла
сыграть и в оригинальном фильме: неле-
пая, кособокая, с горбатыми шутками и от-
того ужасно обаятельная. Дуглас - придур-
коватый суперагент, который за день отгу-
ла должен женить долговязого сынка на
дочери нервного медика (Брукс). Естест-
венно, в один день шпион не укладывает-
ся, так что приходится исполнять очеред-
ную миссию в обществе потенциального
тестя. Тесть морщится, но, войдя во вкус,
строит глазки гею-мафиози и облачается в
красные трусики-стринг. Пародийные эпи-
зоды из «Основного инстинкта» и приколы
во вкусе позднего Вуди Аллена припасены
для тех, кому задницы Брукса покажется
маловато.
Александр Кондуков
«Ограбление по-итальянски»
The Italian Job
США. 2003. Режиссер - Ф. Гэри Грэй.
В ролях: Марк Уолберг, Шарлиз
Терон, Эдвард Нортон ★ ★ ★
Команда актуальных молодых знаменито-
стей изображает матерых грабителей и го-
няет на «мини куперах» по улочкам евро-
пейских городов. Виноват в беготне пако-
стный герой Эдварда Нортона, который ки-
нул банду, пристрелил ее благородного
идеолога (Сазерленд) и едва не утопил ос-
тальных. Изъятие 30 млн долларов в золо-
тых слитках и есть главная задача нового
лидера Чарли (Уолберг). Используя дочку
шефа (Терон), специалистку по банковским
сейфам, он решает добраться до своего
обидчика с усиками а-ля Кларк Гейбл и за-
одно получить честно украденные слитки.
Получается весело и иногда даже захваты-
вающе.
Александр Кондуков
60
ОМ 76
СЕНТЯБРЬ 2003
предыдущая страница 48 ОМ 2003 09 читать онлайн следующая страница 50 ОМ 2003 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст