русский фильм.
рецензии.
гуляли - болтали
Любовная комедия с легким дыханием и красивыми людьми
«Прогулка»
Студия «Рок». 2003.
Режиссер - Алексей
Учитель. В ролях: Ирина
Пегова, Павел Баршак.
Евгений Цыганов,
Евгений Гришковец
★ ★ ★ ★
Сам Никита Михалков похвалил «Прогулку», сравнив ее с собствен-
ным актерским прорывом «Я шагаю по Москве». Мы вправе расце-
нивать такой комплимент как угодно; в контексте малооправданного
небрежения, выказанного фильму жюри ММКФ, где Михалков - пре-
зидентом, похвала может сойти за извинение. И есть за что -
«Прогулка» действительно большая удача петербуржца Алексея
Учителя, чей предыдущий громкий проект «Дневник его жены» вы-
глядел искусственным и анемичным.
Не то - новая картина, содержание которой исчерпывается одним
предложением: гуляют себе по городу два парня и одна девушка,
смеются, болтают, пьют пиво, забираются на Исаакиевский собор, смешиваются с толпой
болельщиков «Зенита», прячутся от летнего дождя - а между делом нешуточно влюбляют-
ся. Конечно, фильм не без изъяна; к примеру, диалоги Дуни Смирновой забавляют навяз-
чивым упоминанием страшного для утонченного питерского человека слова «хам» и гре-
шат бытовым неправдоподобием. Ну да молодые звезды, что разыгрывают чувственный
треугольник, способны достоверно произнести и не такое. А по части азартной свежести
фильм зрелого Учителя даст фору многим новичкам (параллельно с «Прогулкой» выходит
дебютный «Коктебель» - такой аморфно-унылый, как будто делали его ветхие старички).
Учитель напомнил о своем раннем творчестве документалиста, точнее псевдодокумента-
листа - у него и Юрий Шевчук в «Роке», и Роман Виктюк в «Баттерфляй» были не просто
музыкантом и режиссером, но в первую очередь актерами, игравшими самих себя. Снятая
ручной камерой и состоящая из длиннейших планов «Прогулка» тоже прикидывается доку-
ментом - на самом деле тщательно сыгранном и просчитанном. Даже попадающиеся на
пути люди эпизода - все актеры экстра-класса, ученики Петра Фоменко, включая Михаила
Крылова в роли чувствительного милиционера, к которому герой Павла Баршака пристает
с вопросом: «А вы, верите ли вы в любовь с первого взгляда?», и строгую «смотрительницу
Исакия» Галину Тюнину, смешно разгадывающую кроссворд с «хрюкающим животным» по
горизонтали и «соусом для хот-догов» по вертикали. На настоящих улицах таких милицио-
неров и смотрительниц нет. «Прогулка» - иллюзия, такая же невозможная, как солнечный,
бурлящий Питер, а не привычный «отпрыск России, на мать непохожий». Стремительный
Питер Учителя и Ко, напротив, румян и подтянут, правда, глаза точно европейские. В ре-
альной России такие если и встретишь, так только в «Мастерской Фоменко» - у тамошних
дивных актеров. И у приходящих любоваться ими зрителей - да и то не у всех.
«Бумер»
«СТВ»/«Пигмалион». 200 3 . Р еж иссер -
Петр Буслов. В ролях: А ндрей М ерзли-
ки н. Владим ир В довиченков ★ ★ ★ ★ ★
Налево поедешь - смерть, направо поедешь
- тоже смерть, прямо поедешь - ползти тебе
и кровью истекать. Вот подходящий эпиграф
для экшна о четверке друзей, которые гонят
по лабиринту неприятностей на черном БМВ,
спасаясь от ментов и бандитов в не сулящей
добра глубинке. Петр Буслов дебютирует са-
мым осмысленным и поэтичным боевиком
за всю новейшую историю кино. Жанр со-
блюден безупречно, герои фактурны. Им
редкостно везет, но рядом ощущается ре-
альная опасность, исходящая и от них са-
мих. Ребята-то не из Голливуда, а из нашего
двора. И их история заканчивается не по-
голливудски; этот фильм в хорошем смысле
серьезен. В рифму динамике приключения
оператор Даниэль Гуревич создал дивные
«передвижнические» пейзажи - прорисован-
ные до последней линии и наэлектризован-
ные тревогой.
Максим Воловик
«Магнитные бури»
«Мосфильм». 2003. Режиссер - Вадим
Абдрашитов. В ролях: Максим Аверин.
Виктория Толстоганова ★ ★ ★
Сказ про то, как трудяга Валерка в три дня
жизнь изувечил - бегал по ночной провин-
ции, рубился как зомби то ли за депутата
Савчука, то ли за депутата Маркина, калечил
таких же, как сам, работяг, пока не потерял
обручальное кольцо, а вместе с ним и жену
Маринку, обернувшуюся проводницей Ната-
хой. Фильм мастера социальной метафоры
Абдрашитова («Охота на лис», «Слуга») сде-
лан, чтобы не нравиться, раздражать; смот-
реть его тягостно. Зато и спустя недели ко-
жей чувствуешь могильный холод заводских
цехов. Видишь обреченность во взглядах ак-
терского дуэта Аверин - Толстоганова. Пом-
нишь враждебное чувства локтя, потерявше-
го - не мифическую ли? - солидарность.
СЕНТЯБРЬ 2003
ОМ 76
предыдущая страница 49 ОМ 2003 09 читать онлайн следующая страница 51 ОМ 2003 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст