книги.
вед ущ и й р у б р и ки Илья К о р м и л ь ц е в
и твоего босса тоже
Два русскоязычных любителя «стрелялок» открывают
отделение бойцовского клуба в Риге
Гаррос -
Евдокимов
[Головоломка
(СПб.: Лимбус
Пресс. 2003)
★ ★ ★ ★
«н
ациональный бестселлер» у нас имеет тенден-
цию к превращению в аналог Нобелевской пре-
мии мира. В том смысле, что дается почти все время не
кому следовало бы, а кому нужно. Вот и открывая сей
феномен новой русскоязычной литературы рассеяния
(ее авторы проживают в другом государстве - Латвии),
я заранее настраивался на нехорошую волну. И зря. Пе-
ред нами великолепный, захватывающий роман, в котором впервые на моей памя-
ти сюжет вполне приличного бюджетного голливудского боевика удалось совмес-
тить с философско-социальным настроем, присущим (простите за безмерную ба-
нальность) русской литературе.
Количество теней, витающих над этим текстом, сопоставимо только с количест-
вом мертвяков, явившихся на зов Одиссея попить бычьей кровушки, - тень англо-
язычного киберпанка, тени Пелевина, Тарантино и Оливера Стоуна, тени Паланика
и Эллиса, и даже тень новорусской метролитературы о «бандитах и ментах». Как
известно из диалектики, количество переходит в качество. Когда таких теней
слишком много, мы говорим уже не о подражании, а о творческом синтезе.
История скромного работника пресс-службы, который спьяну убивает ненавистно-
го босса и, в силу этого, неизбежно перемещается из мира виртуальных стрелялок
в мир стрелялок реальных и понимает, что к этому, собственно говоря, всю жизнь
и стремился, настолько же архетипична для нашего времени, как история проще-
лыги, прорвавшегося в высший свет - двести лет назад. Текст держит в радостном
предвкушении почти все время. Почти, потому что вот конец все-таки несколько
подкачал - все же боевик, даже интеллектуально-социальный, - жанр с четко вы-
писанными канонами. Мне куда больше бы по душе пришлось, если бы герой, про-
валявшийся всю ночь на ковре из доставшихся ему чудом бандитских долларов,
утром выяснил, что они фальшивые (к этому ведет вся логика книги), или же за ни-
ми пришли настоящие хозяева - тихие, невысокие люди из органов с прическами
«нордический блондин». А тут, понимаешь, путаница, поливариантность, Стерлинги
с Гибсонами. Выдает это, увы, только путаницу славянской души авторов - совре-
менная жизнь гораздо ближе к штампам кинематографа, чем к жизни. Впрочем, у
авторов, надеюсь, все еще впереди.
Инго Щульце
Simple Storys (М.: Ad Marginem. 2003)
★ ★ ★ ★
Восточные немцы из
Альтенбурга,то есть
из «старого города»,
рассказывают свои
простые истории.
Спаривание двух Гер-
маний порой напоми-
нает им изнасилова-
ние Востока Западом.
«Из библейского ребра не сделаешь рабо-
чих мест», и ученые превращаются в так-
систов, а автовладельцы в велосипеди-
стов. Вчерашние пионеры, поделившись на
панков и скинов,устраивают уличную по-
ножовщину. У жилых домов и городских га-
зет теперь новые, приезжие хозяева. И да-
же НЛО, зависшее над дорогой, оказывает-
ся всего лишь рекламой жидкого топлива.
Изменяется даже климат, и птицы опазды-
вают к зимовью. Однако проза Шульце да-
лека от пресловутой «социальной крити-
ки». Все истории пропитаны лирическим
чувством утраты чего-то важного, что
можно описать в деталях, но чего не сфор-
мулируешь в целом. Шульце волнуют но-
вые чувства и впечатления на фоне ста-
рых (на что теперь стали похожи привыч-
ные вчера звуки и пятна?), а не сама изме-
нившаяся реальность.
Алексей Цветков
Хьюи Ньютон
Революционное самоубийство
(М.: Ультра.Культура. 2003) ★ ★ ★
Герой контркультуры и
антигерой прессы, ос-
нователь легендарных
«Черных Пантер» Хьюи
Перси Ньютон, в оче-
редной раз мотая срок,
сам написал свою био-
графию-исповедь. Неб-
лагополучный подрос-
ток из гетто, промыш-
лявший сутенерством и квартирным взло-
мом, задается проклятыми вопросами, об-
ращается к сложным книгам, выступает на
студенческих сходках и быстро становится
харизматическим лидером «черного сопро-
тивления». Мао и Кастро предлагали ему
убежище, Джон Леннон давал деньги, Жан
Жене писал в его газету, а первые рэпперы
посвящали Ньютону свои альбомы. Хоро-
шая возможность почувствовать атмосфе-
ру (марихуана пополам со слезоточивым га-
зом) безумных лет, когда восстания в гетто,
захваты студентами университетов и акции
против полиции воспринимались как начало
необратимых изменений внутри западной
цивилизации.
Алексей Цветков
рецензии.
62
ОМ 76
СЕНТЯБРЬ 2003
предыдущая страница 50 ОМ 2003 09 читать онлайн следующая страница 52 ОМ 2003 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст