книги.
вед ущ и й р у б р и ки Илья К о р м и л ь ц е в
и твоего босса тоже
Два русскоязычных любителя «стрелялок» открывают
отделение бойцовского клуба в Риге
Гаррос -
Евдокимов
[Головоломка
(СПб.: Лимбус
Пресс. 2003)
★ ★ ★ ★
«н
ациональный бестселлер» у нас имеет тенден-
цию к превращению в аналог Нобелевской пре-
мии мира. В том смысле, что дается почти все время не
кому следовало бы, а кому нужно. Вот и открывая сей
феномен новой русскоязычной литературы рассеяния
(ее авторы проживают в другом государстве - Латвии),
я заранее настраивался на нехорошую волну. И зря. Пе-
ред нами великолепный, захватывающий роман, в котором впервые на моей памя-
ти сюжет вполне приличного бюджетного голливудского боевика удалось совмес-
тить с философско-социальным настроем, присущим (простите за безмерную ба-
нальность) русской литературе.
Количество теней, витающих над этим текстом, сопоставимо только с количест-
вом мертвяков, явившихся на зов Одиссея попить бычьей кровушки, - тень англо-
язычного киберпанка, тени Пелевина, Тарантино и Оливера Стоуна, тени Паланика
и Эллиса, и даже тень новорусской метролитературы о «бандитах и ментах». Как
известно из диалектики, количество переходит в качество. Когда таких теней
слишком много, мы говорим уже не о подражании, а о творческом синтезе.
История скромного работника пресс-службы, который спьяну убивает ненавистно-
го босса и, в силу этого, неизбежно перемещается из мира виртуальных стрелялок
в мир стрелялок реальных и понимает, что к этому, собственно говоря, всю жизнь
и стремился, настолько же архетипична для нашего времени, как история проще-
лыги, прорвавшегося в высший свет - двести лет назад. Текст держит в радостном
предвкушении почти все время. Почти, потому что вот конец все-таки несколько
подкачал - все же боевик, даже интеллектуально-социальный, - жанр с четко вы-
писанными канонами. Мне куда больше бы по душе пришлось, если бы герой, про-
валявшийся всю ночь на ковре из доставшихся ему чудом бандитских долларов,
утром выяснил, что они фальшивые (к этому ведет вся логика книги), или же за ни-
ми пришли настоящие хозяева - тихие, невысокие люди из органов с прическами
«нордический блондин». А тут, понимаешь, путаница, поливариантность, Стерлинги
с Гибсонами. Выдает это, увы, только путаницу славянской души авторов - совре-
менная жизнь гораздо ближе к штампам кинематографа, чем к жизни. Впрочем, у
авторов, надеюсь, все еще впереди.
Инго Щульце
Simple Storys (М.: Ad Marginem. 2003)
★ ★ ★ ★
Восточные немцы из
Альтенбурга,то есть
из «старого города»,
рассказывают свои
простые истории.
Спаривание двух Гер-
маний порой напоми-
нает им изнасилова-
ние Востока Западом.
«Из библейского ребра не сделаешь рабо-
чих мест», и ученые превращаются в так-
систов, а автовладельцы в велосипеди-
стов. Вчерашние пионеры, поделившись на
панков и скинов,устраивают уличную по-
ножовщину. У жилых домов и городских га-
зет теперь новые, приезжие хозяева. И да-
же НЛО, зависшее над дорогой, оказывает-
ся всего лишь рекламой жидкого топлива.
Изменяется даже климат, и птицы опазды-
вают к зимовью. Однако проза Шульце да-
лека от пресловутой «социальной крити-
ки». Все истории пропитаны лирическим
чувством утраты чего-то важного, что
можно описать в деталях, но чего не сфор-
мулируешь в целом. Шульце волнуют но-
вые чувства и впечатления на фоне ста-
рых (на что теперь стали похожи привыч-
ные вчера звуки и пятна?), а не сама изме-
нившаяся реальность.
Алексей Цветков
Хьюи Ньютон
Революционное самоубийство
(М.: Ультра.Культура. 2003) ★ ★ ★
Герой контркультуры и
антигерой прессы, ос-
нователь легендарных
«Черных Пантер» Хьюи
Перси Ньютон, в оче-
редной раз мотая срок,
сам написал свою био-
графию-исповедь. Неб-
лагополучный подрос-
ток из гетто, промыш-
лявший сутенерством и квартирным взло-
мом, задается проклятыми вопросами, об-
ращается к сложным книгам, выступает на
студенческих сходках и быстро становится
харизматическим лидером «черного сопро-
тивления». Мао и Кастро предлагали ему
убежище, Джон Леннон давал деньги, Жан
Жене писал в его газету, а первые рэпперы
посвящали Ньютону свои альбомы. Хоро-
шая возможность почувствовать атмосфе-
ру (марихуана пополам со слезоточивым га-
зом) безумных лет, когда восстания в гетто,
захваты студентами университетов и акции
против полиции воспринимались как начало
необратимых изменений внутри западной
цивилизации.
Алексей Цветков
рецензии.
62
ОМ 76
СЕНТЯБРЬ 2003