Терри Ричардсон:
Демиург
*
*
*
Д м итрий М и ш енин:
Терри Ричардсон и ГФкко 1\Нкко в твоей жизни
так же важны и значимы, как и в моей?
Эндрю Ричардсон:
Он мой сын, как и ты. А она была его женой.
Да мы все - просто одна семья.
О
Терри Ричардсоне написана масса статей и уже сочи-
нено множество легенд и мифов. Я не хочу пересказы-
вать их или делать кальку. Не знаю даже, с чего на-
чать. Может быть, с опровержения одного из самых распро-
страненных заблуждений, связанных с этим замечательным
художником-фотографом: будто он снимает на обычную
мыльницу. Если Терри позирует на своих автопортретах с
любительским фотоаппаратом Yashika, это совсем не значит,
что рекламная компания Sisley, которую он делает уже не-
сколько лет подряд, создана не на широкий слайд и без про-
фессионального освещения. Качеству снимков Ричардсона
могут позавидовать любые коммерческие фотографы, а сре-
ди художников таких сейчас вообще просто нет. Речь об
обычном профессионализме, который заключается в умении
выбрать пленку, способности выстроить композицию, сде-
лать резкий кадр и т.п.
Терри Ричардсон ничего не выдумывал сам. До него были Стивен
Мейзел, впервые для Кельвина Кляйна ожививший образы
скандинавского порно и поместивший в интерьеры саун из пог-
wegian wood тинейджеров в нижнем белье. Был и есть Ларри
Кларк, у которого подростки с настоящими ссадинами по-насто-
ящему занимаются оральным сексом в ваннах и спальнях. Но
Терри немножко больше, чем Мейзел, раздел красивых блонди-
нов и блондинок в интерьерах из цельной сосны и сделал ораль-
ный секс и ссадины не болезненно черно-белыми, как у Кларка,
а ярким, красочным, полным улыбок и смеха праздничным ми-
ром, в который жутко хотелось попасть модным персонажам.
Терри Ричардсон, как и все гении, внимательно впитывал все
лучшее и прогрессивное из происходившего вокруг него и в ка-
кой-то миг сделал больше, пошел дальше и у него получилось
лучше.
Ричардсон научился не ловить момент, а моделировать и имити-
ровать нашу жизнь. Его модели играют в реальность, которую он
снимает на цветную пленку и выдает за документальную хрони-
ку. Процесс настолько затянул всех участников, что работа по-
степенно стала жизнью, а моделирование настоящего дня - до-
кументальной хроникой. Терри Ричардсон - это один-дома-Кал-
кин, плюющий с обложки The Face, это Energy Project, обслужи-
вающее креативное агентство Sisley, это выставка Happiness Is
No Fun в Парижской галерее, это возведенные в ранг фирменно-
го стиля красные глаза, раньше считавшиеся
браком, наконец это его собственные усы-под-
кова, как у калифорнийского эстрадного музы-
канта 70-х годов. Это же суперзвезда. Он выде-
ляется из ряда наших пяти героев примерно
как Nirvana из всей волны сиэтловского гранжа. Он везде и всю-
ду. Он не просто запечатлел мир, в котором мы живем, у меня
сильное ощущение, что без его фотографий этот мир в таком ви-
де просто бы не состоялся.
Для меня Терри Ричардсон - примерно вот такой коктейль
последовательных образов из собственной жизни и целиком
воплощенных в его творчестве. Я смотрю на Dutch со школь-
но-спортивными фотографиями Терри Ричардсона, первое
знакомство с его творчеством. Я полностью покорен, удив-
лен, растроган, вспоминаю, как снимал через замочную сква-
жину в 1986 году в спортшколе своих 13-летних ровесниц в
раздевалке. Потом я узнаю, что человек, чьи снимки так ме-
ня поразили, - самый известный фотограф в мире. А вот уже
перед глазами Richardson А2, в котором Ярослав Могутин
имеет Nikko Nikko - жену Терри Ричардсона и по
совместительству арт-директора Energy Project - в фильме
Брюса Ля Брюса «Skin Flick». Там же я вижу любимый ти-
паж девушки Терри - загорелой блонди и его любимый ин-
терьер - паркет а-ля баскетбольная площадка. Я узнаю, что
в подвале Richardson A3 мое имя будет упомянуто рядом с
именем моего любимого фотографа. Внезапно мне звонит,
ошибившись с телефонным номером, русская модель Терри
Ричардсона из Нью-Йорка - мы встречаемся с ней в студии
со стенами из сосновых реечек, и она оказывается, разумеет-
ся, блонди, от нее я узнаю, что Nikko Nikko проходит химио-
терапию и больна раком, - вдруг неожиданная знакомая са-
дится мне на колени, и я вспоминаю строчки «Бверхчелове-
ческих Бупертекстов» о девушке, которая обожает анальный
секс, и понимаю, о какой из своих экс-герлфренд писал Яро-
слав Могутин. Интересно, под военной курткой у нее Sisley?
Поток образов не прекращается, их становится все больше и
больше. Мир, который создал этот человек, - это мир, в кото-
ром мы все живем и всегда хотели жить. Я открываю послед-
ний Richardson A3 и первым делом ищу в списке авторов Тер-
ри Ричардсона. На этот раз публичный секс - негр имеет
смуглую блонди. Блондинка за блондинкой. Они все похожи.
Как один день на другой. Как деревянная мебель из массива
сосны. Но ничего не хочется менять. Совсем ничего не хочется
менять. Ну, может быть, только чуть больше, еще немножко
глубже, и, может быть, в этот раз получится еще лучше? •
90
ОМ 76
СЕНТЯБРЬ 2003
предыдущая страница 77 ОМ 2003 09 читать онлайн следующая страница 79 ОМ 2003 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст