коллекционе
На его нечастые лекции съезжаются поклонники со всего мира. Каждая его
книга ожидается как фейерверк идей и большой скандал. Его самого
называют Вольтером и Сартром нашей эпохи, а его бороду сравнивают
с бородами Маркса и Фрейда. Славой Жижек умеет сочетать гламурность
с обособленностью и провокационность с серьезностью. Самый модный
философ наших дней отвечает на вопросы
Алексея Цветкова.
Иллюстрация
Борис Спиридонов
Г
*
Я
лавою Жижеку давно за 50. Но для самых молодых
Ж
людей сейчас именно он - «образцовый интеллек-
туал», то есть автор, реакцию и уж тем более аргу-
ментацию которого ни за что не предскажешь. Парадоксы -
его специальность. Все его сочинения - парады парадоксов.
Судите сами. Чтобы использовать многие вещи, их нужно не
создавать, а разбирать на детали, пока они не заработают.
Наглая ложь собеседника —
единственный способ сообщить
нам тайную истину. Мы любим кого-то только «несмотря на»,
а не «потому что», и много такого прочего.
Славой вырос в югославской Любляне вместе с тамошними
полуподпольными интеллектуалами и поп-авангардистами
из «Нойе Словенише Кунст». Сейчас он - президент общест-
ва теоретического психоанализа, так что любому новому су-
пермаркету, фильму, рекламной кампании, марке автомоби-
ля ему по должности полагается ставить профессиональный
диагноз. Цивилизация для Жижека - это сумма симптомов,
а симптомы - это шифрованные сообщения, адресованные
аналитику. Считает себя учеником Жака Лакана - фрейди-
ста, дружившего с сюрреалистами, и называет его идеи наи-
более радикальной версией Просвещения.
В своих первых текстах Жижек помимо Лакана блестяще ком-
ментировал и комбинировал Канта, Гегеля, Маркса, Лукача.
Так бы и быть ему баловнем трех с половиной «понимающих»
интеллектуалов, если бы не склонность доказывать все на ко-
миксах, анекдотах, клипах, слоганах и т. п. «Шок истины», сог-
ласно Жижеку, состоит в том, что всегда находишь ее там, где
о ней, казалось бы, думали в самую последнюю очередь. Высо-
кая культура и сиюминутный попе бросаются в один миксер,
чтобы быть раздавленными интеллектом словенского мысли-
теля. Получается коктейль, на который легко подсесть.
Рекламные кампании «Мальборо» и «Кока-колы» лучше все-
го выражают связь прибавочной стоимости (внутри всякого
капитала) и избыточности наслаждения (внутри любого удо-
вольствия). Из фильма в фильм у Дэвида Линча путешеству-
ет «зубастая вагина», которой бессознательно боятся мужчи-
ны. Форрест Гамп есть модель идеального гражданина, от
имени которого НАТО бомбит кого захочет.
Если верить Жижеку, современное общество психически
больно и здорово никогда не было, но воспринимает свой не-
дуг как главную ценность и достижение. После распада
прежних символических систем воцарилась новая идеоло-
гия, тотальная настолько, что мы ее даже не замечаем. Она
исключает саму возможность разговора о себе и ставит не
меньше, а больше запретов и требований, чем прежние: пар-
тия, империя, религия. Автор с такими взглядами, понятное
дело, не мог остаться политически нейтральным.
В своих рецензиях на «Список Шиндлера» и «Жизнь прекрас-
на» Жижек рассуждает о концлагерях и проблеме их изобра-
жения в кино. В статье об «Утомленных Солнцем» он отыски-
вает двойной смысл сталинских репрессий и показательных
процессов. Славой резко высказывается о Зюганове и Жири-
новском, Ле Пене и Кастро, Буше и Ким Чен Ире. За красных
он или за белых - понять, конечно, невозможно. Леваки счи-
тают его своим, как разоблачителя нечестных игр Системы, а
либералы благодарят за разоблачение этих самых леваков,
как «критиков Системы у нее на содержании». Пару лет назад
в немецком Эссене он собрал большую конференцию по воп-
росу «актуальности Ленина», куда приехали самые модные
интеллектуалы мира. До последнего момента пресса надея-
лась, что это какая-то шутка, перформанс и все такое, но Жи-
жек и компания были серьезны и научны как никогда и не ос-
тавили журналистам ни одного шанса для ехидства.
В эпоху популярности теорий заговоров, когда в моде сверх-
человеки, вампиры и тайные ордена как объяснение всего и
вся, чтение Жижека - специфическое удовольствие, ведь он
настаивает на трезвости, самоанализе, прогрессе и даже ис-
торическом долге. Его трудно цитировать: длинные мысли
не распадаются на афоризмы, и еще труднее его пересказы-
вать. И все-таки, как всегда с серьезным опозданием, он
входит у нас в моду.
Если вы настроитесь на нужную волну, то вам откроется
мир, в котором Хэмфри Богарт и Вуди Аллен, Энди Уорхол
и Хельмут Ньютон, Мадонна и Laibach, политики, порно- и
телезвезды оказываются только поводом для захватываю-
щих приключений вашего Желания, Влечения, Субъекта,
Симптома, Фантазма, Трансфера и других удивительных
героев.
симптомов
СЕНТЯБРЬ 2003
ОМ 76
103
предыдущая страница 89 ОМ 2003 09 читать онлайн следующая страница 91 ОМ 2003 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст