парЕнь
не
пропах
ак-то так получилось, что нелепый человек по имени
Джон С. Райли снялся в трех номинированных на «Оскар»
фильмах разом. В «Бандах Нью-Йорка» сыграл предателя-поли-
цейского, в «Часах» и «Чикаго» продублировал мужа-идиота.
В общей сложности роли длятся не больше часа, но на ширине
улыбки Джона из «оскаровской» У1Р-ложи это никак не сказа-
лось. Парень одухотворенно валяет дурака и умеет устраиваться
как никто другой. Уже сейчас он моднее (и - моложе!) Киану
Ривза, Шона Пенна и Тома Круза, а все так же косится на ботин-
ки и переминается с ноги на ногу. Не верьте. Таких кокеток, как
Райли, свет не видывал. С его лицом хорошо бы работать механи-
ком на бензоколонке или расследовать кражу племенного быка
где-нибудь в штате Айова. Эту свою физиогномическую особен-
ность душевный громила с картофельным носом, маленькими
глазками и кудрявой шевелюрой знает очень хорошо. Как же он
добился такой известности, не снимаясь для обложек модных
журналов и играя роли по 15-20 минут? Спросите у режиссера
Пола Томаса Андерсона, который набил руку на производстве
темных лошадок «на три буквы». Филип С. Хоффман, Филип Б.
Холл, Уильям X. Мэйси - кто их знал до «Ночей в стиле буги»?
Персона Райли среди них казалась случайной. Подумаешь, еще
один симпатичный простак. Однако только Джон может считать
себя реальной звездой эпизода. Сутулый гопник из Чикаго за-
глянул в кино с черного хода. Все что он умел в жизни - это дру-
жить. Быть своим в доску и отлично ладить с людьми. Сначала
он крепко подружился с Шоном Пенном, вместе с которым
появился аж в трех фильмах.
Всех своих недалеких лузеров Райли играл на одном дыхании,
так, будто его только что вытащили из-под барной стойки. Воз-
можно, так оно и было, но метод Джона работал безотказно.
В «Крутой восьмерке» Андерсона из него получился отменный
картежник-новичок. Когда Джон начинает морщить свой лоб и
потирать руки, кажется, что твой дядя с Сахалина приехал погос-
тить с махоркой в нагрудном кармане и термосом, до краев напол-
ненным чифирем. С Андерсоном Райли подружился еще сильнее,
чем с Пенном. Возможно, поэтому и сыграл в «Ночах в стиле буги»
и «Магнолии» не только свои лучшие роли, но и самых приятных
людей вообще. Добрейшей души порноактер-фокусник и глупова-
тый полицейский, посеявший свой пистолет в кустах, - в этих ге-
роях Райли просто растворился. С такой же органичностью он иг-
рал и наркоманов («Джорджия»), и психопатов («Дикая река»), и
много кого еще. В фильмографии Райли громких фильмов ничуть
не меньше, чем у его более именитых приятелей («Тени и туман»
Вуди Аллена, «Тонкая красная линия» Терренса Малика и про-
чее, прочее, прочее). Суть его дарования довольно проста, ведь по
характеру Джон - лузер-триумфатор. Каждый фрик для него в
радость, и даже лысого и ничтожного тибетского монаха в «Упра-
влении гневом» он сыграл так, будто речь идет о трехчасовом
сольном концерте перед скованной публикой. А отыграв свое,
Райли снова начинает потирать руки и говорить, что он на самом
деле обычный и заурядный тип и просто делает работу с душой.
Зачем он так говорит? Потому что его позвали на роль, а он в оче-
редной раз со всеми подружился. А друзей подводить нельзя, это
любой отличный парень знает.
СЕНТЯБРЬ 2003
ОМ 76
107
предыдущая страница 93 ОМ 2003 09 читать онлайн следующая страница 95 ОМ 2003 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст