ПЯТЬ
ПАЛЬЦЕВ
Б
О
Л
Ь
Ш
О
Й
АМЕРИКАНСКОЙ
РУКИ
Формирование работоспособной системы управления Ираком проходило при прямом
участии американцев,
преследовавших две
цели:
обеспечить минимальную
стабильность и порядок и контролировать рычаги управления. И мало кто знает, что
ключевую роль в реализации этих планов — формировании органов власти,
переговорах с многочисленными оппозиционными силами — сыграл этнический
афганец Залмай
Халилзад.
Идеолог
и
ученый,
он долгое
время
жил
в
Великобритании и сыграл важную роль в подготовке прихода союзников в Ирак.
Ранее Халилзад обеспечивал
интересы
СШ А
в Афганистане,
где
весьма
поспособствовал назначению главой временного правительства Хамида Карзая. Как
известно, Карзай работал в нефтедобывающей компании «Юнокал», которая
проявляет интерес к строительству нефтепровода на территории Афганистана. При
этом сам Халилзад в 90-х годах был также тесно связан с этой компанией. Кроме
того, он работал в Совете по национальной безопасности в администрации Джорджа
Буша-старшего и сотрудничал с нынешним вице-президентом Диком Чейни.
В Ираке Халилзад появился задолго до начала военной операции. В его обязанности
входила подготовка почвы для военной кампании, то есть переговоры с оппозицией
Саддаму Хусейну, которая выступала категорически против иностранной оккупации.
В
конце 2002
года
в
ранге
представителя
американского
президента
по
взаимодействию с оппозицией он вел переговоры в иракском Курдистане о роли
СШ А в постсаддамовском Ираке. В период вторжения американо-британских
вооруженных сил сыграл главную роль в предотвращении ввода турецких войск на
север страны, тем самым позволив СШ А избежать возникновения войны между
турками и курдами. Это было особенно важно: в случае, если бы Турция попыталась
ввести свои войска, иракцы обвинили бы оккупантов в содействии развалу страны.
Трудно себе представить, как в таких условиях американцы договаривались бы с
иракской элитой.
После окончания военных действий Халилзад сумел усадить за стол переговоров
практически всех представителей более или менее влиятельных сил в Ираке. Именно
он стал архитектором Правящего совета, куда вошли представитель влиятельной
арабо-суннитской группы Аль-Пачачи, глава Иракского национального конгресса
шиит Ахмед Чалаби, председатель Высшего совета исламской революции (главного
оппозиционного
шиитского движения
в
стране)
Абдель
Азиз
аль-Хаким,
председатель Демократической партии Курдистана Масуд Барзани. Халилзад
обеспечил набор новых лидеров страны, дав им определенные полномочия и
«упаковав» их в статусный Правящий совет.
Сегодня в Ираке действует несколько управленческих структур: Правящий сове'
правительство и Временный совет. Правящий совет, составленный по этнс
конфессиональному
признаку,
носит
консультативный
характер.
Реальны
управлением занимается лишь возглавляемая Полом Бремером Временна
администрация. Именно она формирует правительство и регулирует финансовь:
потоки, разрабатывая бюджет страны. Полноценное участие иракского народа
управлении
государством
при такой
схеме
невозможно,
однако она пои
обеспечивает некоторую политическую стабильность, что уже немало. Особенно п
сравнению с недавней анархией, царившей в Ираке после окончания войны.
Ранее Бремер занимал должность председателя и главного исполнительног
директора в страховом гиганте Marsh Crisis Consulting. До этого он работа
директором-распорядителем в группе гуру американской внешней политики Генр
Киссинджера. Бремер в течение 23 лет состоял на дипломатической службе
должности посла СШ А в Нидерландах и посла по особым поручениям по вопроса
борьбы с терроризмом в администрации Рональда Рейгана.
С его назначением был реализован план по зачистке иракского политике
экономического пространства от членов партии БААС, при Хусейне державшей
своих руках все властные рычаги в государстве. То есть если Халилзад готовил нову
элиту, Бремер расчищал поле для ее прихода. Сегодня он фактически исполнж
функции премьер-министра страны, и его главной задачей является управленг
системой, созданной Халилзадом. В частности, на его плечах лежит обязанное!
формирования законно избранных органов власти и принятия Конституции, то eci
поэтапной, тщательно контролируемой американцами передачи власти от США
иракцам.
Самую
важную
роль
Бремер
должен
сыграть
подготовке прихода в страну иностранных компаний
привлечения инвестиций и воссоздания разрушенно
инфраструктуры
иракской
экономики.
На
это
ем
выделено $20 млрд, из которых 6,6 млрд пойдет н
развитие
электроэнергетики,
2
млрд
-
н
модернизацию
нефтяных
месторождений
а оставшаяся часть — в основном на финансирование общественных работ. Понятн
что восстановлением будут заниматься только те компании, которые выбер(
Бремер. Нетрудно также догадаться, что в условиях крайне высоких рисков работ
иностранцев в неспокойном Ираке найдется широкое поле деятельности д/
страховой компании Marsh
&
McLennan Companies, в которой Бремер курировг
одно из самых востребованных направлений —
консультирование в кризиснь
ситуациях.
056-я СТРАНИЦА ЖУРНАЛА ОМ
предыдущая страница 38 ОМ 2003 11 читать онлайн следующая страница 40 ОМ 2003 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст