о
о
КОЛОНКА004
анд реи ко н чал о в ски и
игры большие и
малые
Зачем я пишу в журнал ОМ, спросят меня. Для саморекламы. Мы
живем в жестоком мире маркетинга, в котором, если о тебе ниче-
го не слышно в течение I 5 минут, тут же проносится слух о тво-
ей смерти. Я буду стараться напоминать о себе каждый месяц.
Так устроено, что человеку нужно пространство, и чем богаче он, тем
больше пространства ему нужно. Пространство — это эквивалент бо-
гатства и власти. Поэтому у всех властвующих должны быть длинные
лимузины, многометражные квартиры, большие дома и огромные
участки, огороженные заборами, высота которых не должна вызы-
вать вопроса — К О М У это пространство принадлежит. Аналогичное
явление имеет место и в социуме. Человек хочет власти, то есть про-
странства — места в социальной среде. Чем более человек властен,
тем больше пространства там он себе отвоевывает. То же — со сла-
вой. Слава — это место, занимаемое человеком в умах других людей.
Чем больше пространства в умах он занимает, тем больше славы.
Иными словами, влиятельность человека измеряется пространством, ко
торым человек обладает или может обладать. Но какое отношение это имеет
к Жизни? Ровным счетом никакого. Для того чтобы просто жить, надо очень мало места.
Физически существовать можно на куске земли размером два на два метра.
Задумывались ли вы когда-нибудь: где есть Жизнь, где — Игра, а где — игра в Игру? Я был
недавно на одном новогоднем вечере. Все присутствовавшие там были одеты в красивые ма-
ски и плащи, которые, впрочем, не скрывали малопривлекательные подмышки нашего
«хай-сосайети» и бриллианты, с врожденным изяществом перемешанные с чешской бижу-
терией. Еще мне запомнились красивые пирамиды из мандаринов при входе. Мандарины
были живые и настоящие. Когда мы с женой покидали вечер, я обнаружил, что красота
порушена. Оказалось, что это были не горы мандаринов, а фанерные пирамиды,
декорированные экзотическим фруктом из садов Капри. Но приглашенный народ не удер-
жался и стал хватать витамин С, которого так не хватает в нашем покинутом солнцем крае.
..
И я подумал тогда о происходящем, что это не Жизнь. И не Игра. И даже не игра в Игру. Это
игра в игру Игры: люди ощущают смутное желание как-то веселиться и во что-то переоде-
ваться. Обманывая себя и других, они играют в тех, других, настоящих, которые когда-то хо-
тели развлечься и играли тоже. С настоящими мандаринами. Хоть мне и непонятно, почему
мои современники хотят казаться другими: они сами по себе имеют свои непреходящие цен-
ности. Если копнуть поглубже тех, в которых им хочется играть, то обнаружится, что «мои»
— даже лучше тех, прошлых, в настоящих плащах и масках.
..
Где есть Жизнь? Пока ты еще не проснулся утром, пока ты сонно перемещаешься от кухни к
ванной, не задумываясь о делах, — ты еще Живешь. Заниматься спортом — значит жить, ибо
Жизни без движения нет. Целоваться с женщиной или целовать ребенка — это Жизнь. Хо-
рошо себя чувствовать и знать, что хорошо себя чувствуешь, — это значит знать, что Ж и-
вешь. Плохо себя чувствовать — тем более это Не играть. Это все жизнь — это Правда. Хо-
тя, конечно, согласно Мольеру, есть мнимые больные. Человек ценит Правду, как правило,
ниже того, чем ему приходится заниматься, когда он идет на работу. Что бы он на ней ни делал:
снимал бы самое лучшее на свете кино, завоевывал бы Туркестан или властвовал на бирже-
вом рынке. О том, что заигрался, человеку станет ясно, как только у него начнется, к приме-
ру, непрохождение мочи. На этом месте Игра закончится и вместе с операционным вмеша-
тельством начнется Жизнь. Рост котировок или количество уготованных фильму «Оскаров»
станет человеку до лампочки. Звучит неэстетично, но примите как факт: моча — это Жизнь,
и циркуляция ее по организму чрезвычайна важна. Очень трудно понять — что есть Жизнь, а
что Игра. Человеку свойственно все превращать в Игру, устанавливая дня нее правила и при-
думывая фетиши-атрибуты (к примеру, шелковый галстук или туфли на каблуке). Большое
количество времени мы проводим в мечте об Игре в Счастье: а вот какой я буду, или какая бу-
ду я? Я. я, я — какая? Или я буду звезда, окруженная поклонниками; или я буду сказочно бо-
гата; или у меня будет белый «Роллс-Ройс» — ия буду, наконец, счастлив. Как-то глупо фан-
тазировать: что я буду здоров; что у меня не будет ни капли лишнего жира; что не будет того,
что мне не нужно; что я буду счастлив тем, что у меня есть. Особенно если тебе меньше 40 лет.
Человек все время попадает в определенную «запиндю», как шутил один герой Чехова.
«запиндю» своего мозга, который все время т
щит его к Игре. Часто человек играет от стра>
Я имею в виду то, что человек боится показаі
кто он есть на самом деле. Он хочет, чтобы
нем думали иначе, чем он есть на самом деле.
Самая большая роскошь и привилегия — ког
ты практически не должен играть в своей жизь
Конечно, не играть совсем невозможно, даже
общении со своими близкими иногда приходит
этим заниматься. Но наиболее счастливым лі
дям не надо никого дурачить, они не стесняются выглядеть естественно. I
вообще безразлично, что о них думают, в определенном смысле.
Влиятельность — это Игра, а не Жизнь, потому что это не то, что определ
ет настоящее счастье человека. И когда мы говорим о влиянии, мы преж
всего говорим о деньгах. Недавно мне рассказали об одном человеке, кот
рый приобрел себе в центральной части России имение, возвел там дом с к
лоннами, а в доме — альбом с псевдофамильными фотографиями прошлі
веков. Иными словами, купил в антикварной лавке родословную.
Влияние — пространство, которое прекрасно покупается и продается. П
наличии некоторого ума деньги легко конвертируются во влияние во вс
сферах человеческой деятельности. Даже в искусстве.
35 людей, которые стали влиятельными до 35 лет, — это очень русск
список. Цейтгейст современной России — страны, в которой сейчас можно бі
стро сделать большие деньги, так же, как в XV или XVI веке в Европе. Герои этой «три
цатипятки» должны молиться на Россию каждое утро, потому что вряд ли они смогли (
достичь такого же положения где-нибудь, что называется, в свободном мире.
Эти молодые влиятельные люди — selfmade man, в этом смысле честь им и хвала, но о
«совки» по своему происхождению. Все мы «совки». У нас часто говорят о богатых люл
как о капиталистах или буржуа. Но это большая иллюзия. В России не было никогда бу
жуазии. Уровень потребительской корзины еще не определяет уровня сознания. Истор
чески буржуазия возникла там, где был «бург» (город). В России бурга никогда не было
было огороженное тыном военное поселение, в котором размещались солдатские или к
зацкие части. Бург — это город, в котором жили люди, не зависевшие от землевладеш
Ткачи, сапожники, горшечники и прочие мастера, своим трудом зарабатывавшие себе
жизнь, копили там деньги. И уже никто не мог отнять у них заработанное состояние, пот
му что они были свободными людьми. Отсюда возникло буржуазное сознание, которое п
требовало свобод и прав. Отсюда возникло правосознание — право сознания. Посколь
в России не было таких городов, не было и культуры денег. В России государственн
власть разрешала быть богатым.
.. или не разрешала. И поступает так до сих пор. Помн
один умный человек советовал одному из нынешних олигархов каждый день кланятьо
сторону Кремля за позволение пользоваться национальным достоянием.
Но я завидую этим молодым людям до 35 лет, несмотря на всю эфемерность той влиятельн
сти, что у них есть. Я завидую им, потому что они имеют хорошие возможности изменить сл
жившуюся ситуацию. Я завидую им. потому что у меня есть голова, которая бы мне подсказ
ла, как этими возможностями распорядиться. Этот путь довольно труден и долог, потому ч
насильно с этой страной ничего не сделаешь. Необходимо понять, какие должны быть ист
рические предпосылки в России для того, чтобы изменились ценности.
Использовать свои возможности на благо нации — самая разумная инвестиция. Ден
ги наследуются, уважение — нет. Интересно, что уважения и даже обожания, котор:
нельзя просто купить, иногда достигали очень авторитарные и даже жесткие люди
как, например, Тито или Алиев.
У Геннадия Шпаликова есть хорошая строчка: «Ах, утону я в Северной Двине, или погибну кг
нибудь иначе, — Страна не пожалеет обо мне, но обо мне товарищи заплачут». Стоит иног
задаваться вопросом, что о тебе будут думать после твоей кончины. Ведь чем на большую влас
ты претендовал при жизни, тем больше людей должны помнить о твоем уходе.
Сегодня очень мало богатых людей в России, которые получают удовольствие от бл
готворительности, даяний на искусство. Денег в России навалом, а библиотеки нахо^
ся в плачевном состоянии. И потому есть бесконечно влиятельные и очень богатые
этой стране люди, кончина которых никого не тронет, за исключением кого-то из блг
ких. Но думать об этом до 35 лет даже вредно. Иначе никогда не займешь места в сп
ске влиятельных, составленном глянцевым журналом.
РБ. Да.
.. а мандарины все-таки покрали.
1 14-я
СТРАНИЦА
Ж УРН АЛА ОМ
предыдущая страница 100 ОМ 2004 02 читать онлайн следующая страница 102 ОМ 2004 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст