ТИЦИАН. ДЕНАРИИ КЕСАРЯ. ДРЕЗДЕНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ. 1516 ГОД
Ф. ГОИЯ. МОЛЕНИЕ О ЧАШЕ. МАДРИД. ПРАДО. 1819 ГОД
В средневековой Европе глава католической церкви — Папа был выше лю-
бого государя. Но власть начала утекать из рук священиков. Первой значи-
тельной трещиной в папском могуществе стали
сложные отношения меж-
ду Римом и герцогами северных областей Италии, которые не желали
платить церковную пошлину в римскую казну. Одним из таких герцогов был
Альфонсо д'Эсте, заказавший Тициану картину «Денарий кесаря». Соглас-
но евангельской притче, когда Христос учил народ в храме, первосвящен-
ники послали к нему фарисея с вопросом: «Позволительно ли дать подать
кесарю или нет?» Этот вопрос, касавшийся дани иудеев римскому импера-
тору, был весьма двусмысленным. Если бы Христос ответил «нет», он вы-
ступил бы против закона, на основании чего его заключили бы в темницу, а
если «да», то стал бы противоречить собственному учению. Но Христос от-
ветил иначе: «Чье на нем изображение и надпись?» — обратился он к лю-
дям. «Кесаревы». — ответили они. Тогда Учитель сказал:
«0ТДЭЙТ6
кесарю кесарево, а Божие — Богу».
Весь сюжет
притчи передан через символические жесты: прекрасная рука Христа нико-
гда не коснется монеты, зажатой в пальцах фарисея.
Картина Тициана была помещ енара внутренней сторо-
Прогресс и доступность образования становятся не только благом, но і
причиной все большего общественного отчуждения. Люди делятся на классь
и становятся индивидуалистами. Для того чтобы верить в Бога, уже совсем н<
обязательно ходить в церковь и слушать мессы. Религия для испанской
художника Франсиско Гойи стала глубоко личным переживанием. Ему выпал;
нелегкая судьба: он пережил свою возлюбленную и потерял слух. Гой;
казалось, что его после смерти все забудут, и воспринимал жизнь Христа каї
трагическую историю отдельной личности. В Гефсиманском саду пере;
взятием под стражу Христос молился своему Отцу:
«ДЗ МИН6Т М6Н£
чаша
сия»,
так же и больной художник боится смерти. Подоби;
Иисусу он чувствует себя такой же жертвой истории.
НА
КАРТИНЕ
ГОЙИ
«МОЛЕНИЕ О
ЧАШЕ>
ХРИСТОС ИЗОБРАЖЕН ОДИН,
ЕГО ПОКИНУЛИ АПОСТОЛЫ
не створки секретера герцога д'Эсте. Именно в этом
месте правитель Ф еррары хранил деньги, не желая от-
давать Богу (то есть Римскому престолу) — кесарево.
Гойя тоже не оставил поел;
себя учеников
Таким образом церковь теряла свою власть На смену аскетизму и стра-
ху перед Страшным судом приходила эпоха Возрождения. У новых ху-
дожников Иисус превратился в хорошо сложенного красавца и стал оли-
цеворять величие человека.
120-я СТРАНИЦА ЖУРНАЛА ОМ
предыдущая страница 105 ОМ 2004 02 читать онлайн следующая страница 107 ОМ 2004 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст