ФОТО
ПРЕЛ ОСТАВЛЕНО
КОНСТАНТИН КОРОВИН
ЧАЙНАЯ КОМНАТА.
1903 ГОД
Мебель для Чайной комнаты была создана в един-
ственном экземпляре, демонстрировалась в Санкт-
Петербурге на выставке «Современное искусство»
и с тех пор не воспроизводилась.
СЕРГЕИ МАЛЮТИН. ШКАФ.
ТАЛАШКИНСКИЕ МАСТЕРСКИЕ
РУБЕЖ XIX — XX ВЕКОВ
Княгиня М. К. Тенишева, вступив в 1896 году
во владение усадьбой Талашкино, устроила
в ней ремесленные мастерские. Для этих ма-
стерских создавали эскизы Поленов, Виктор
Васнецов, Врубель, Коровин и Малютин, ко-
торый заведовал в Тапашкине столярной ма-
стерской. В 1900 году продукция Талашкин-
ских мастерских была отмечена на Всемир-
ной выставке в Париже. Подобные мастер-
ские чуть раньше были основаны в подмос-
ковном Абрамцеве, где тоже делали вещи в
«народном духе». А еще раньше — в Англии,
где художник Уильям Моррис, встревожен-
ный тем, что человека все больше окружает
низкосортная продукция массового произ-
водства, пытался возродить ремесло. Стран-
но, но европейский, и в том числе
русский, промышленный дизайн ро-
дился из попыток противостоять экс-
пансии промышленности.
......
СЕРГЕЙ ЧЕХОНИН. ТАРЕЛКА. 1921 ГОД
Советский дизайн появился странным образом, не так, как на Западе.
\
В РСФСР дизайнерами становились левые художники-станковисты. В
большинстве своем они с восторгом приняли революцию и в конце 10-х
— начале 20-х годов создавали в огромном количестве декорации к рево-
люционным праздникам и агитационные плакаты. Мысль о том, что искус-
ство должно покинуть музеи и выйти на улицы, стала общим местом. Госу-
дарственный (а до того Императорский) фарфоровый завод в Петрограде,
располагая большими запасами глины, несколько лет выпускал посуду из качест-
венного, еще дореволюционного сырья. Директором завода с 1918 года был Сер-
гей Чехонин, хороший книжный график. До революции он сотрудничал с редакцией
журнала «Мир искусства». На заводе Чехонин и приглашенные им художники — лучшие
представители русского авангарда украшали посуду росписью, по сюжетам напоминающей
агитационные плакаты.
13З-я СТРАНИЦА ЖУРНАЛА С
предыдущая страница 118 ОМ 2004 02 читать онлайн следующая страница 120 ОМ 2004 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст