утверждает, что клакеры действительно истинные
эксперты балета. Лиля могла сказать ей: «Эту пар-
тию надо танцевать с другим настроением». Или:
«Тебе надо больше работать над этой партией». Ее
советы всегда были точны и полезны.
«Среди клакеров много интересных и образован-
ных людей. Они очень важны для танцовщика, од-
нако не настолько, как это себе представляют не-
которые «министры», порабощенные манией
величия. Клака хочет верить в то, что твоя карье-
ра находится в их руках. Но на самом деле она за-
висит от твоего таланта и от того, сколько сил ты
готов вложить в эту работу. Хотя, конечно, клаке-
ры во многом помогают выжить в балете», — про-
должает балерина.
Поэтому артисты заинтересованы поддерживать
отношения с клакерами, стараются быть с ними в
контакте, проявляют инициативу в общении. Ба-
лерина всегда пыталась достать Лилиной команде
билеты на балеты, но часто Лиле приходилось
покупать их самой. Зарплата у Лили была невы-
сокой, а увлечение балетом требует больших де-
нег. Часто солистка сама покупала цветы, кото-
рые Лиля в конце спектакля вручала ей на сцене.
«Но я помню, как однажды танцевала совсем ма-
ленькую роль в кордебалете и совсем не ждала
цветов, и вдруг Лиля подошла ко мне с роскош-
ным букетом. Это очень меня тронуло», — вспо-
минает артистка.
В советское время, оказываясь на гастролях за ру-
бежом, танцовщики всегда привозили своим почи-
тателям сувениры. Балетные таланты и поклонни-
ки существуют в симбиозе. Их жизни настолько
переплетены, что они не могут обходиться друг без
друга. «Чтобы достичь высот в этой профессии, не-
обходимо отдать балету всю жизнь. У тебя нет вре-
мени на друзей, на кино, ты должна думать только о
своей карьере. Хороший танцовщик — очень оди-
нокий человек. Клакеры становятся твоими един-
ственными друзьями: ведь они такие же одинокие
люди», — замечает артистка.
В старости Лиля заболела и попала в нервно-
психиатрическую больницу, где впоследствии и
скончалась. А солистка сейчас служит в Крем-
левском театре, где нет клаки и потому чувству-
ется какой-то вакуум. Ей жаль работающих там
молодых исполнителей.
закат
клаки
Занавес сцены опускается: в Большом закончился
спектакль «Тщетная предосторожность» - глав-
ные герои соединили свои сердца. Яна и ее команда
аплодируют изо всех сил, и Настя делает отдель-
ный поклон в их сторону. Она и ее партнер получг
ют огромные букеты цветов.
Праздник закончился. Вместе с Яной и родителям
Насти направляемся к служебному входу. Здес
много-много машин. Ждем, мерзнем. Наконец пс
являются артисты. Главный клакер направляется
своим питомцам, приветствуя их как родных. Он
обнимаются, целуются. Яна хвалит любимцев, дае
советы и делает замечания, получает билеты ь
-
следующий спектакль. Билетов, конечно, малі
Танцоры жалуются: раз от раза администрация вь
деляет их все меньше и меньше.
Большой театр уже не тот, каким он был раш
ше. Проблемы коммерциализации одолели сг
мую известную сцену страны — билеты подорс
жали, зрители не регулярно заполняют весь за.
Довольно прочно вошла в обиход практика зг
крытых спектаклей, когда весь зал выкупаете
небольшой группой зрителей, обычно коллектг
вами крупных банков или иностранных фирм. II
такие спектакли клакерам попасть трудно, н
именно на них поддержка артистам необходим
больше всего.
Яна вспоминает, как однажды компания America
Express «закрыла» спектакль в Большом. Зрите
лей было всего 50 человек. Артисты танцевали пе
ред полупустым залом. Антракт, незаметно пере
шедший
в торжественный ужин сотруднике
компании, затянулся. Весь театр пропах жарено
рыбой и картошкой, как пальто в гардеробе деше
вого ресторана. «Нас совсем не хотели пускать н
этот спектакль, но родственники исполнителей пс
могли пробраться в зал. Устроили клаку на балкон
и на всякий случай заперли снаружи, чтобы м
своим видом не раздражали элитную публику. Аг
министрация запретила нам хлопать, но мы нар)
шили приказ охранников и аплодировали с утроен
ным старанием». Та же история повторилась н
балете «Спартак», все билеты на который скупил
Мэрия Москвы.
При этом Яна отмечает, что администрация театр
понимает абсурдность сложившейся ситуацш
Большой —
главный театр страны, атмосфер
здесь должна быть особенной, праздничной: мног
цветов, оваций, а главное —
полный зал зрителе!
увлеченных происходящим! Но золотая эпоха
к л е
ки естественным образом подходит к концу. Рабе
тающие сейчас в полную силу команды клакеро
стареют. Доживают свой век. Молодых преемні-
ков совсем нет. И Яна отмечает, что когда Большо
открыл свою новую сцену, нагрузка настолько во;
росла, что команды клакеров перестали справлять
ся с полномасштабной поддержкой своих артисте
на спектаклях. Потому она отчаянно ищет новы
людей в свое «министерство».
Вот и я чуть не попала в сети Яны. Даже не заметь
ла, как работа со мной началась: «Завтра «Доч
фараона». Приходите в половине седьмого, я буд
вас ждать!»
предыдущая страница 125 ОМ 2004 02 читать онлайн следующая страница 127 ОМ 2004 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст