п р п л п л ж л т ж и т ь
НА
О Ш У П Ь
м м п г л й
І ' к ' і к т , п р а р н у
ггйнднмя П Р П П Т У П Л РТ
Ч А П А У
И ЭТО РЛИНСТВЕННОР
и т о
с і
т м і < г г * м і » л л
иглі-ЧСІ О ТП УСК АТЬ ГГП
МГАЦ
7
Я
ПРЕЖ ДЕ ВСЕГО
Ж АЖ Д А. ПРОСТО
НЕУЕМНАЯ
Ж АЖ ДА.
ПОТОМ ЧТО-ТО
УЗНАТЬ ЧЕРЕЗ ТО,
ЧТО САМ
ДЕЛАЕШЬ
кшии
норшшеин:
Режиссер Юрий Норштейн ходит по студии босиком. Это не поза. Это существующее положение
вещей: его студия — это его дом, в котором более двадцати лет автор лучших мультфильмов всех
времен и народов — «Ежика в тумане» и «Сказки сказок» — молчаливо снимает свой очередной
фильм по повести «Шинель». Почему «Шинель»? Гоголевский текст Норштейн считает таким же
фундаментальным произведением, как и любую главу из Библии. «Фундаментальность» — люби-
мое слово из лексикона Норштейна, наиболее полно отражающее его отношение к жизни, стре-
мление во всем дойти до сути. Незавершенный фильм режиссера — больше чем шедевр. Сде-
ланная вручную фундаментальная работа, в мельчайших деталях воссоздающая эпоху и тонкость
психологических портретов персонажей. Юрий Норштейн приоткрыл краешек «Шинели», прове-
дя корреспондентов ОМэ по пути своего творчества и показав свой «Голливуд».
9 часов утра. Закуток студии Юрия Норштейна, превращенный в кухню. За столом под
уютным абажуром, увешанным деревянными рождественскими игрушками, сидит не-
выспавшийся корреспондент. Хозяин дома инспектирует содержимое холодильника.
Во сколько у вас начинается рабочий день?
Да во сколько я сам захочу. Я здесь живу.
Но какие-то планы у вас есть?
У меня планы внутри. Я не подотчетен, что, наверное, плохо. Раньше надо мной на-
чальство было. Оно погоняло, и в этом была своя польза. Я имею в виду киностудию
«Союзмультфильм», когда я там работал. (Выставляет на стол сыр, порезанный на
деревянной пропахшей луком доске. Заливает в растворимый кофе, насыпанный по
чашкам, кипяток. Усаживается под абажур.)
Я сейчас объясню, зачем мы к вам пришли. Мы решили сделать блок интервью с людь-
ми, которые поняли свое жизненное предназначение. С людьми, которые талантливо за-
нимаются своим делом, порой не стремясь, а, возможно, даже побаиваясь оказаться на
виду. Нам показалось, что вы именно такой человек.
Ну, в общем, похоже. Слава, как сказал один ученый, как конфетка: сладкая, а рас-
кусишь — мыло. Знаете, это все щекочет ноздри, когда молодой. Когда становишь-
ся постарше, когда у тебя появляются дети и внуки, то понимаешь многие фунда-
ментальные моменты жизни. И конечно, начинаешь относиться к понятию1
«слава» несколько по-другому. Есть вещи более важные. У меня слава, может,
и присутствует, но я на это не обращаю ровным счетом никакого внимания. Мне
это неинтересно. Мне интересно, чтобы были условия работы, за которые прихо-
дится воевать, и, как ни странно, слава не на твоей стороне в этом случае.
Это связано с самой природой славы?
Нет, это связано с тем, что ты делаешь, что ты лично делаешь. Ведь я отношусь к тем
людям, для которых искусство не является чем-то эффектным. Каким-то фейервер-
ком: знаете, небо черное, вдруг вспыхнул фейерверк — и все орут. Мое искусство не
ставит своей целью поразить кого-то, ошарашить. Для меня смысл искусства
в скромности и в содержательности. В простодушии — я часто употребляю это слово.
Как вы пришли в мультипликацию?
Ну, это совершенно не интересно, я случайный человек. Я имею право так говорить, по-
скольку довольно часто был в экзаменационных комиссиях и видел, как приходят аби-
туриенты, ждут судорожно решения своей судьбы. И я смотрю на них со стороны с улыб-
кой, потому что вспоминаю, что у меня ничего похожего не было. Это давно было —
в 1959 году я поступил на курсы художников-мультипликаторов. Мой товарищ, с кото-
рым мы вместе учились в художественной школе, подал документы, Ц
1 . Ш
О
искусства в скромности и в содержательности. В простодушии — я часто употребляю
0 3 9 -я
СТРАНИЦА
Ж УРНАЛА 01*
предыдущая страница 27 ОМ 2004 03 читать онлайн следующая страница 29 ОМ 2004 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст