раиса
Фомина:
Раиса Фомина называет русские картины, чьи интересы она защищает за рубежом, «своими
крошками». Глава компании «ИнтерСинема Арт» лично знакома со многими крупнейшими ре-
жиссерами, дистрибьюторами и директорами фестивалей мира. В скромном офисе, который кам-
пания занимает с момента своего основания, Раиса Фомина рассказала нам о том, как судь-
ба связала ее с кино, чего стоит сохранить свободу действий и как получить «Золотого льва».
21.03. ВОСКРЕШЕНЫ:
КО ГД А Ж Е ВЕСНА?
ПРИЖИМАЛ ГУБЫ К ТОНКОЙ
УЗОРЧАТОЙ ЗАНАВЕСКЕ,
Л ЛАКОМЛЮСЬ сквозь тюль
ХОЛОДОМ СТЕКЛА.
ЗАКРЫ ВАЮ ГЛАЗА,
ОТСЧИТЫВАЮ ПРО СЕБЯ
0 - 1
п о л н о в е с н у ю
С Л
СЕКУНДУ,
ОТКРЫ ВАЮ И .
..
ТОТ ЖЕ ВИД, ТОТ ЖЕ ТЮЛЬ, ТОТ ЖЕ ХОЛОД.
НО САМЫЕ ГОРЯЧИЕ ЖЕЛАНИЯ СБЫВАЮТСЯ
Где вы учились?
Я закончила Институт иностранных языков, но интересовалась там в основном психологией. Ходила даже в
какое-то научное общество. Моя преподавательница, знаменитый психолог Ирина Зимняя, всячески уговари-
вала меня продолжать изучение науки и пойти в аспирантуру. «Язык — это не профессия, — говорила она.
— Он годится только в прикладном виде». Но почему-то внутренний голос мне подсказывал, что психоло-
гия, как говорят англичане, не моя чашка чая. Я рада, что прислушалась к нему. После университета я пре-
подавала английскую и американскую литературу в школе, училась в Академии внешней торговли и препо-
давала английский долгое время. Потом уехала вместе с мужем в командировку в Швецию. Там я учила швед-
ский язык и волею случая попала на работу в представительство «Совэкспортфильма». То есть неожиданно
я забрела в кино, которое, надо сказать, всегда очень любила.
Опишите тот момент, когда вы оказались в мире кино.
Приехав в Швецию в 83-м году, первое, что я сделала, — пошла в киноинститут и потратила, как сейчас по-
мню, 50 долларов на абонемент. За эти 50 долларов я могла в течение полугода каждый день смотреть по
два фильма. У меня тогда чуть не распалась семья, потому что почти каждый вечер я ездила в киноинсти-
тут. Я посмотрела там все, чего нельзя было увидеть в Союзе.
В Швеции я познакомилась со многими людьми из мира кино, в том числе и с режиссером Элемом Климо-
вым, когда он, с пятью долларами в кармане, приехал в Швецию представлять ретроспективу своих филь-
мов. Я всегда была поклонницей его творчества и рада была его сопровождать, ему помочь. Надо сказать,
что мало кто им тогда из наших соотечественников в Швеции интересовался, у него не взяли ни одного ин-
тервью — он считался опальным режиссером. Потом он стал первым секретарем российского Союза кине-
матографистов и уговорил меня перейти работать к ним. Я работала с Элемом в самое лучшее время, когда
Союз был нужен всем и когда русское киносообщество было проникнуто чувством веры в то, что можно что-
то изменить. Работать с Элемом было необычайно интересно, у него был непростой характер, но его предан-
ность делу, талант, чувство собственного достоинства, благородство, готовность помочь своим коллегам и
бескорыстие делали его исключительным человеком в нашем кино. Его отшельничество в последнее десяти-
летие — тоже поступок благородного человека.
Во время работы в Союзе и поездок за рубеж с Элемом Климовым я познакомилась со многими замечатель-
ными людьми — Стивеном Спилбергом, Джорджем Лукасом, Робертом Редфордом, Милошем Форманом,
Грегори Пеком, Ежи Сколимовским, Шоном Коннери, Мишель Пфайффер.
Трудно было решиться организовать собственную компанию?
Нельзя сказать, что я решалась. Мне кажется, что меня ведет какая-то рука свыше. Я абсолютно уверена, что
если люди прислушиваются к себе и не боятся совершать рискованные повороты в жизни, пусть в неизвест-
ность, то они всегда придут туда, куда им нужно. В какой-то момент я поняла, что в Союзе кинематографистов
мне делать больше нечего и надо искать, куда приложить свои силы. Период иллюзий закончился. У меня уже
было несколько вариантов трудоустройства, но тут бывший директор Киноцентра, замечательный человек Ле-
онид Григорьевич Мурса, предложил делать у него культурные программы. Я согласилась. Наш маленький от-
дел организовал премьеру фильма «1984» с участием Майкла Рэдфорда и Джона Херта, конференцию о нару-
шении прав человека на Кубе с показом фильма «Никто не хотел слушать», ретроспективу независимого аме-
риканского кино с участием Киану Ривза. Благодаря знакомству с зарубежными кинематографистами многое
удавалось. Но катастрофически не хватало денег на программы, которые хотелось провести. И однажды моя
давняя приятельница Полина Журавлева (нынешний партнер. — Прим, ред.) предложила создать свою компа-
нию. Чтобы не просить денег у спонсоров, надо зарабатывать их самим. Мы пошли совето- №'1|ЦИ||ИГН"1|М
За эти 50 долларов я могла в течение полугода каждый де
068-я СТРАНИЦА
Ж УРН АЛА ОМ
предыдущая страница 52 ОМ 2004 03 читать онлайн следующая страница 54 ОМ 2004 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст