Издатель Эдвард Бус-Клибборн переместил альбомы по искусству с кофейных столиков
в парикмахерских на гораздо более заметные места. Можно сказать, что он один из
первых оценил место дизайна в современном мире, внедрил его в книжный бизнес и на-
чал популяризировать в остальных сферах человеческой деятельности. Компания Бус-
Клибборна, поддерживая реноме самого прогрессивного издательства Великобритании,
тонко чувствует дух времени и уделяет особое внимание творчеству молодых художни-
ков и дизайнеров, уличной моде, даже графике на скейтбордах. Находящаяся в стадии
разработки новая книга издательства носит лестное для нас название Moscow Style
и будет посвящена самым перспективным творческим людям российской столицы. Да-
лее Эдвард Бус-Клибборн говорит о том, что движет им в работе.
тйварб
брс-кдибборн:
Т
С чего начался ваш путь в издательском деле?
Книгоизданием я начал заниматься по чистой случайности: работал в рекламе и инте-
ресовался созданием иллюстраций. В то время иллюстраторы получали мало, и цен-
ность их работы не очень понимали. Тогда я запустил альбомную серию «Европейский
иллюстрированный ежегодник», куда отбирал лучшие работы художников за год. Это
был очень успешный проект, которым я занимался несколько лет. Так и втянулся, потом
стал издавать и другие книги. Разные книги для разных людей.
А сами вы увлекались дизайном?
Нет, я был арт-директором. Вообще я начал свою профессиональную жизнь как гончар,
делал керамику и расписывал ее, а потом ушел в рекламу. Был типографом. Потом арт-ди-
мым. Мы сами определяем свой стиль. У нас в коллективе всего восемь чело-
век — согласитесь, очень немного. Соответственно, мы можем привлекать
многих людей извне. Если ядро вашего коллектива небольшое, то вы будете
очень гибки и открыты к изменениям. Нам не нужно связываться с огромным
советом директоров, который будет координироваться с другими директора-
ми и т. д и т. п. Это облегчает процесс принятия решений. Люди, которые яв-
ляются основателями или владельцами компаний, обычно становятся же-
сткими и закрытыми. Им трудно сохранить открытость и восприимчивость.
Это проблема, которую всегда или почти всегда порождает успех. Ког-
да добиваешься известности и признания, легко привыкнуть к капита-
просто необходимо делать, чтобы развиваться. Все, за что мы беремся, мы пытаемся д(
ректором. Работал в Лондоне и Нью-Йорке. Владел галереей, специализировавшейся на
гиперреализме, очень успешной в конце 60-х-начале 70-х. В издательское дело пришел
в 1974-м. Делал ежегодники и понемногу работал над книгами. Потом приехал в Америку,
издал альбом «Американская иллюстрация» и запустил «Американскую фотографию».
Через три года выборка, представленная в ежегодниках, стала влиять на мнение жюри кон-
курса лучших иллюстраций и фотографий в Америке. Занявшись издательским делом,
я хотел все время изобретать что-то новое. По-моему, у всех моих книг отличный дизайн.
Я творчески подхожу к делу. Поэтому даже если мы делаем книгу на культурно-историче-
скую тему, у нее будет современный дизайн. Все, за что мы беремся, мы пытаемся делать
со вкусом. Посмотрите, у меня нет книг одинакового формата. Я отдельно разрабатываю
каждое издание, и формат зависит от темы книги, от того, печатаем мы альбом репродук-
ций или работы Марка Ньюсона. Я не поступаю подобно другим издателям, у которых есть
стандартные форматы книг, потому что их так удобнее продавать.
Так легче продавать?
Конечно. Нас можно назвать непрактичными, мы тратим слишком много денег на произ-
водство и дизайн, но это окупается. Наша работа качественна, и мы продолжаем разви-
ваться. Я постоянно ищу новые идеи и новых людей. Мы стоим особняком, и это одна из
предпосылок успеха. У нас нет собственной корпоративной идеи, зато есть свой стиль.
Сейчас многие независимые издатели уделяют пристальное внимание уличной
культуре. Они пытаются ухватить новую волну и новый стиль, но не очень успешно.
Да. это трудно. И не всегда приносит успех. Некоторые интересные книги, новые, не-
обычные, бывают провальными с точки зрения продаж. Можно задаться вопросом:
«Стоит ли продолжать искать новые решения и пути развития и в то же время оста-
ваться на плаву и зарабатывать деньги?» Раньше мы искали, что еще интересного мы
можем сделать, а теперь все сами идут к нам с предложениями, и нам надо быть
очень разборчивыми, очень осторожными в выборе.
Мы можем себе такое позволить по причине нашей независимости. Нами не управляет ника-
кая корпорация, мы не принадлежим какому-нибудь банку или другому издательскому дому.
Когда ты ни от кого не зависишь, то и мыслишь самостоятельно. Очень важно быть независи-
лам, которые они приносят. Когда люди хотят защитить свой успех,
они теряют желание меняться. А я достаточно стар, чтобы не заботить-
ся об этом. Я люблю ломать готовые формулы. Это просто необходимо
делать, чтобы развиваться. Поэтому наша компания предпочитает сот-
рудничать с молодыми людьми. Дело не в том, что зрелые люди не
креативны, просто они не столь гибки и способны к изменениям. За-
щита посредственностей — единственная причина создания дизайнер-
ских обществ.
Какова философия вашей компании и что заставляет вас развиваться?
У нас нет времени, чтобы сесть и придумывать какую-то философию.
Но я думаю, что она есть, просто я не знаю, как ее удачно выразить в
словах. Я над этим не работал, и у меня нет желания тратить на это
время. Это должны делать те, кто умеет писать. Мы вносим свой вклад
в дизайн книг. Вы скажете, что другие задумываются об этом, потому
что такова человеческая природа. Но я знаю свою задачу — продви-
гать вперед книжное дело. Это доставляет мне удовольствие, и мне
этого достаточно. В этом смысле я, наверное, старомоден.
Вам нравится делать книги о скейтборде и роликовых коньках?
Я делаю это осознанно. Идеи приходят отовсюду, и вы должны быть в
курсе всего в жизни. Это главное. Ваш разум должен быть всегда от-
крыт для новых знаний. Но все меняется, нужно быть осторожным. Вот
вам пример великого промаха: глава СВБ в свое время, прослушав за-
пись «Битлз», сказал, что у них нет будущего. Чтобы не совершить по-
добной ошибки, нужно быть открытым. Нужно смотреть, что происхо-
дит вокруг, и общаться с разными людьми.
Вот что я понял в жизни: твое сознание должно всегда бодрствовать.
Когда пытаешься стать частью какой-то системы, сообщества, органи-
зации, теряешь это состояние ума. Теряешь очень важную способность
в жизни — способность удивляться.
0 7 5 -я
СТРАНИЦА
ЖУРНАЛА О
предыдущая страница 58 ОМ 2004 03 читать онлайн следующая страница 60 ОМ 2004 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст