Расскажите, как все начиналось?
JAM появилась шесть лет назад. Вначале нас было
трое: француз Матье, Астрид и я. Пожив немного за
границей, мы вернулись в Лондон и основали эту
фирму — без начального капитала, вообще без ни-
чего. Мы совершенно не знали, чем будем зани-
маться, хотя у каждого был опыт работы художни-
ком или архитектором, но мы были единодушны
и преисполнены энтузиазма. Самой первой нашей
идеей стало превращение барабана от стиральной
машины в табуретку. Мы приделали к барабану ко-
жаное сиденье, а внутри зажгли свет. Наша табурет-
ка стала для нас отправной точкой, положившей на-
чало рождению философии компании. То, что мы
делали, позволяло посмотреть на вещи не так, как полагается, а совсем под дру-
гим ракурсом. С этой точки зрения нас очень воодушевляли свалки: там мы нахо-
дили вещи, которые превращали в оригинальные изделия. И дело вовсе не в том.
чтобы перерабатывать вторсырье. Поскольку денег у нас было очень мало, свал-
ки стали для нас источником материала, позволяющим воплощать наши проекты
и идеи.
Но ведь помимо идей должны быть еще и ресурсы?
Знаете, есть такое понятие — «культурная валюта». Это когда фирмы предостав-
ляют свои ресурсы для воплощения интересных идей именитых дизайнеров. Та-
ким фирмам выгодно сотрудничать с креативными людьми: интересные находки
приносят фирмам известность и делают им рекламу, поскольку известные имена
дизайнеров связываются с компанией — производителем продукции. Как, напри-
мер, Марк Ньюсон и Том Диксон или дизайнеры Comme Des Garçons. Именно та-
кие люди меняют мир. Помните, как выиграл суп Campbell от того, что его «нари-
совал» Энди Уорхол? «Культурную валюту» нельзя купить, это особая ценность,
добавленная к брэнду. Мы поняли, что многие компании заинтересованы в нашей
«культурной валюте» и готовы пустить нас на свои фабрики. Тогда мы стали пре-
доставлять им возможность приобрести себе эту валюту.
И пошли к ним с предложениями?
Еще пять лет назад многие считали нас сумасшедшими. Например, как-то мы при-
шли к производителям дорожных заграждений-конусов и сказали, что их техно-
логии фантастичны: дорожные конусы могут целый год простоять на улице под
дождем — они же вечны! Мы предложили делать по их технологии садовую ме-
бель. И чтобы продемонстрировать свою веру в рыночные возможности проекта,
спроектировали стол из дорожного конуса. А они нам: «О'кей, ребята, вы — с дру-
гой планеты, откуда вы такие взялись?»
ГРУППА СОТРУДНИКОВ КОМПАНИИ JAM (СЛЕВА НАПРАВО): МАИКЛ
КОНУЭИ (MICHAEL CONWAY). РЕЖИССЕР. ДЭВИД БРЮНО (DAVID BRUNO),
ДИЗАЙНЕР. КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР. ДЖЕМИ ЭНЛИ (JAMIE ANLEY). СО-
ОСНОВАТЕЛЬ, КРЕАТИВНЫЙ ДИРЕКТОР. ЛИ КЬЮ МОСС (LEE KEW MOSS).
СТАРШИН ДИЗАЙНЕР. КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР
В течение двух лет, до 1997 года, мы работали на
собственном энтузиазме: считали неимоверно
ценным то, что мы делаем, но нам за это не плати-
ли. Некоторые наши модели даже стали музейны-
ми экспонатами. Но несколько компаний все же
поняли нас, увидев, как мы связываем их ресурсы
и возможности с современной культурой. Для них
это было даже лучше, чем реклама, потому что
мы по-человечески честно вкладывались в куль-
туру и создавали брэнд. В общем мы стремились
к диалогу с крупными компаниями.
Мы можем передать сущность брэнда. Смотрите:
имидж компании состоит из двух вещей — того,
что они делают реально, и того, как заявляют о се-
бе на рынке. Если оба компонента сливаются воедино, брэнд становится очень
сильным. Наша философия полезна для таких корпораций, как, например, Sony.
Можно производить модельный ряд совершенно новых продуктов, который полу-
чит название JAM в сотрудничестве с Sony или JAM в сотрудничестве с Whirlpool.
Очень крутым брэндом выглядит Nike, пока не узнаешь, что компания использует
детский труд в производстве обуви.
.. То, что внешний облик компании далек от ее
сути, неизбежно создает проблемы.
Как действует ваша компания?
В мире есть три типа людей. Первый — самый пугливый — говорит: «Я хочу жить на
природе, как сто лет назад!» Ладно, забудем об этих людях. Второй тип — индуст-
риалисты, они живут по установленным правилам, потому что чувствуют себя в без-
опасности лишь внутри консервативной структуры. Таким людям надо понимать, ко-
гда они должны идти на работу, а когда — домой. Люди третьего типа изобретают
собственные правила, которые служат их желаниям и амбициям. Задача JAM — по-
мочь компаниям настроиться на эту волну. Приходя со стороны, мы работаем как
независимые консультанты по инновациям. У компании, желающей изменить
собственные правила, появляется возможность взглянуть на себя по-другому. Если
людям действительно хорошо работать в этой компании, брэнд становится силь-
ным. Ведь когда сотрудники любят свою работу, это сразу сказывается и на продук-
ции, которую они выпускают. А если люди лишь бьются головой о стенку и не видят
выхода, они сходят с ума. Многим фирмам необходимо изменить точку зрения на
свою работу.
Еще десять лет назад на решение покупать что-либо или не покупать влияла глав-
ным образом цена. Теперь же мы принимаем решения исходя из моральных цен-
ностей — например, загрязняет ли это планету, или хорошо ли обращаются
с детьми.
.. Многие просто помешаны на экологии, но своей ра-
БОЛЬШЕ НА СТР 086
на собственном энтузиазме: считали неимоверно ценным то, что делаем, но нам за это не пт
ШОУ-РУМ THE REEBOK TRAINER LOUNGE В ЛОНДОНЕ ОТКОКАЕТ ЦЕННОСТИ БРЭНДА БРИТАНСКИЕ ТРАДИЦИИ. ГОРОДСКОЙ СТИЛЬ И СПОРТ. ДВЕ ПОСЛЕДНИЕ СОВГ“ЕЩАЮТ В СЕБЕ ЗАЛ С ПОКРЫТИЕМ.
КАК У БАСКЕТБОЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ, И CTOHKANM ДЛЯ ОДЕЖДЫ В (TOPNE ПЕРИЛ НА СТАНЦИИ NETPO KING'S CROSS. О ТРАДИЦИЯХ НАПОМИНАЕТ WATTING ROOM ВЫПОЛНЕННАЯ В СТИЛЕ РЕТРО
0 8 5 -я
СТРАНИЦА
Ж УРНАЛА ON
предыдущая страница 67 ОМ 2004 03 читать онлайн следующая страница 69 ОМ 2004 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст