С ам ая и звестн ая ху д о ж н и ц а н а ш е го в р ем ен и , чел о век,
вдохновляю щ ий на творчество Хельмута Л а н га , Л уиза Бур-
ж у а более 7 0 лет за н и м а е тс я и ску с ств о м . За это врем я
она пробовала себя во всех направлениях и ж а н р а х . От аб -
стракции до п о п -а р т а . От скульптуры до х и п -х о п а . Луиза
Б ур ж уа говорит об и згнании собственны х дем онов .
СіІАСїЛИІЗММ
людям
НЕЧЕГО РАССКАЗАТЬ
У вас было много неприятностей в детстве. Ваше желание стать художником
с этим как-то связано? Какова цель вашего творчества?
Искусство — это чистое самовыражение. Не больше и не меньше. Если зани-
маешься искусством, никто не может помешать тебе выразить то, что ты хо-
чешь. Я уверена, что искусство делает меня лучше. К тому же оно помогает
мне справляться со своими проблемами. Фраза «искусство — это гарантия
здравого ума» означает, что художник в силе совладать со своими демонами.
Я читал, что на протяжении десяти лет вы жили вместе с любовницей своего
отца. По сей день воспоминания о детстве, нанесшем психическую травму,
служат вам темой для работ. Считаете ли вы, что художнику необходимо
пройти в жизни через огромное количество трудностей?
Отдельная скульптура — всего лишь одна нота, а цикл «Клетка» — это
сложное сочетание различных нот. В этом цикле сосуществуют созданные
мной скульптуры и принадлежащие мне предметы, у которых есть своя исто-
рия. Продолжая музыкальную аналогию, можно сказать, что с помощью
цвета и формы создаются определенные тональности, которые вносят свою
лепту в общее звучание. Вообще «Клетки» символизируют сложность.
Наверное, вы придаете особое значение скульптурам, созданным своими ру-
ками, потому что для вас искусство, как гарантия здравомыслия, выражается
через творческую активность. Однако в процессе создания «Клетки», «Драго-
ценные жидкости» или «Паука» вам было уже за 80 и приходилось просить ас-
систентов помогать с работами. Не умаляет ли это ценность ваших проектов?
не поклонница виртуальной реальности. В искусстве мне нужны конкретные
V
Я всегда говорила, что счастливым людям нечего рассказать. Толчок к соз-
данию скульптуры мне дает неразрешенная проблема, или беспокойство, от
которого необходимо избавиться, или ощущение, которое хочется про-
длить. В общении с людьми постоянно наталкиваешься на сопротивление.
Оно похоже на сопротивление материалов при создании скульптуры.
Бросив заниматься геометрией в начале 30-х, вы сменили много учебных
заведений, например Школу изящных искусств и Академию Гранд Шомьер,
в поисках самовыражения. Можете ли вы, исходя из собственного опыта,
обрисовать идеальную атмосферу для изучения искусства?
Художниками рождаются, а не становятся. Искусство дает привилегию зани-
маться тем, чем хочешь. Вопрос в том, как ты будешь существовать в каче-
стве художника. Самое главное здесь — отношения со своими работами.
Нужно понимать, или пытаться понять, зачем ты занимаешься именно этим.
Какую музыку, литературу, кино вы любите?
Я слушаю разную музыку, очень люблю джаз. Однако свой альбом, который на-
зывается «ОМе», я записала в стиле рэп. В основном я слушаю музыку ночью,
а сейчас мне особенно интересны песни для детей. Если говорить о литературе,
то мне нравятся Франсуаза Саган и Камю. В кино мне интересны самые разные
жанры. Это и «Моя прекрасная прачка», и «Милашки», и фильмы Хичкока.
Поговорим о ваших последних работах. Даже когда вы делаете инсталляцию,
вы все равно используете конкретные объекты — такие, как человеческое тело
в «Арке Истерии» или мраморная рука в цикле «Клетка». Какой бы ни была ва-
ша цель, очевидно, что эти отдельные скульптуры, которые и сами по себе яв-
ляются произведениями искусства, имеют огромное значение для инсталляции
в целом. Вы добиваетесь такого эффекта намеренно? Если да, то зачем?
Все мои скульптуры напрямую связаны с моим телом. Ассистенты занима-
ются только материалами и инструментами, а не идеями и эмоциями.
Ваши работы несут сильную смысловую нагрузку, что позволяет вам ис-
пользовать принципиально иной, более схематичный способ самовыраже-
ния. Почему для вас так важны именно скульптуры, которые требуют кро-
потливой ручной работы?
Мне абсолютно необходим физический аспект, с которым связано создание
скульптур. Мое тело играет решающую роль в процессе изгнания демонов,
о котором я говорила еще в самом начале. При создании скульптуры присутст-
вует определенное беспокойство, и всегда веришь, что к концу работы напря-
жение спадет.
Сегодня в искусстве широко применяется компьютер, появились нематери-
альные способы самовыражения. Что вы думаете об этих нововведениях?
И чем занимаетесь сейчас?
Я не поклонница виртуальной реальности. В искусстве мне нужны конкрет-
ные и реальные формы. Сейчас я работаю над серией портретов.
Как вы относитесь к эпизоду из Ветхого Завета, в котором Сара, жена Авраа-
ма, родила в возрасте 90 лет?
Надеюсь, что с возрастом мы, как вино, становимся только лучше.
В творчестве вы постоянно ведете борьбу с негативными эмоциями. Можете
ли вы создать работу, которая бы выражала счастье?
Найти мирное решение и совладать с хаосом — вот мое понимание счастья.
Мне бы хотелось, чтобы люди ладили друг с другом и любили друг друга. Ис-
кусство же должно помогать каждому в общении с другими людьми и в пони-
мании самого себя.
091-я СТРАНИЦА
Ж УРНАЛА 01*
предыдущая страница 73 ОМ 2004 03 читать онлайн следующая страница 75 ОМ 2004 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст