«СТО КР ІЙ «тле в
liu c ru illllia ЦІНІ ІІ«Уpildfld UM / DdllCpMIl IIUDUUOUflClldfl
нолонна
pro
urbi
et orbi
Папа, гражданин Великого города, знает, как проповеди произносить.
«Миру и граду» - это наследие римских времен, когда центром мира
с правом на федеральное значение был Град. Roma. Рим.
Х
отя ведь Оыла целая Римская импе-
рий. Полно городов: ну там Капуя.
Римини Вся Италия Испания Гал-
лия, Германия. Британия. Но Град
был важнее всего. Он был отдельно,
а мир - вместе, в общем котле, вразвес.
Наследие Эллады, городов полисов С ка-
жем. Афины. Это же не Лихтенштейн и
не Монако. Неплохой кусок Аттики, море,
порты. Но все знали только Афины, сре-
доточие высшего смысла, сакральный
центр страны. Та же история с Фивами,
столицей забытой всеми Беотии, с Лаке-
демоном. занимавшим весь Пелопоннес,
от которого о памяти мира остался опять-
таки один град: Спарта.
А за морем, в Африке царил и властво-
вал восточный град, Карфаген, и проти-
востояние западного и восточного миров,
решившее судьбу цивилизации, тоже
названо их именами отдающими Вечно-
сти остроту Соевых мечей, медь труб и
бронзу литавр: Рим и Карфаген. Схватка
градов должна была закончиться тем же,
чем смертельная схватка воинов:
смертью и лебедой. И в Тунисе еы сыще-
те только остатки разрушенного и засе-
янного солью Карфагена, а Рим антик-
варный и сияющий, питает корни Ватика-
на сесей победней несокрушимостью.
Вавилон был вожделенным городом эл-
линской мечты, его мировая сущность ив
может обойтись без завоеваний
и страстных порывов великого Алексан-
дра А когда Вавилон существовал сам
по себе и обменивался нотами, товарами
и ударами только с Египтом, он никому
не казался завидным и желанным.
Эту исключительность и сакраменталь-
ность. этот слабый, едва уловимый аро-
мат Истории, эту причастность к Высше-
му смыслу цивилизации улавливает че-
ловечество в мегаполисах, в больших го-
родах современности. Вот как это сфор-
мулировал когда-то Мандельштам «Не
город Рим живет среди веков, а место
человека во Вселенной. Им овладеть пы-
таются цари священники оправдывают
вейны, и без него презрения дсстойны,
как некий хлам, дома и алтари-. Поэто-
му недостаточно быть просто большим
городом Надо быть городом, причаст-
ным к судьбам мира. Ни Новосибирск, ни
Иркутск, ни Екатеринбург, ни Бостон, ни
Даллас, ни Лион, ни Бордо никогда не
обретут такого ореола и такого особого
политико-интеллектуального статуса как
Москва, Петербург Лос-Анджелес, Нью-
Йорк. Париж или Поеден.
Мегаполис - ото город
наполненный,
как улей, медом истории. Поэтому с То-
кио такая проблема: Япония всегда бы-
ла изоляционистской и хранила свои со-
кровища для себя одной, неведомыми
миру. Поэтому они и не казались завид-
ными Западу до такой степени, что он
сбросил на них атомную бомбу Непо-
нятнее не имеет цены, и мир долго не
мог научиться хранить это и уважать.
Проблема перевода Город который на-
до расшифровывать, но будет ни Иеру-
салимом. ни Меккой. Вот, кстати, еще
два сакральных города, но второй из
них ликвиден и действителен ТОЛЬКО
для одной конфессии, причем эта са-
мая конфессия при всех своих миро-
вых притязаниях лишена способности
создавать культуру мегаполисов, ибо
мегаполис космополитичен, а ислам
очень провинциален и является культу-
рой не города, но патриархальной де-
ревни. Иерусалим же - вполне Рим
Ближнего Востока, и его загадочная
но познаваемая глубина - именно от
скрещенья притязаний, историй и смы-
слов христианства с его Via Dolorosa и
местом Креста Господня: с его Стеной
Плача и воспоминаниями о безглазых
статуях и золотой чешуе дворца Ирода
Великого: наконец с его мечетями и па-
мятью о султане Саладине; и надо всем
витает тень мудрого и прекрасного С о-
ломона, и шелестят виноградники, где,
кажется, еще является прекрасная Сула-
мифь Город-колодец, город враждую-
щих миров. Тель-Авиа никогда не будет
столицей, пока есть Иерусалим Слиш-
ком уж он легкомысленный и недавний,
да и по стилю литературно-театральной
жизни Иерусалим - еовсе не музей. Сто-
лица - это улей истории но и улей духа.
Есть только один мегаполис, который не
является столицей государства. Это Лос-
Анджелес, столица кинематографа.
Ведь Голливуд создал новый мир, впол-
не автономный, ничем не хуже старого.
А раз есть мир, его должен предста-
влять Град. Город Ангелов света и вы-
мысла Pro urto el orbi
И уж. конечно, столица Америки - Нью-
Йорк. а не Вашингтон, эта тихая админи-
стративная Барвиха Вашингтон - это
Америка XVIII—XIX веков, чопорная, про-
винциальная. А е столице ХХ-ХХ1 веков,
в Нью-Йорке, сбивает с ног планетар-
ность. Это столица Запада, и статуя
Свободы - превыше всех соборов и пи-
рамид.
Мегаполис всегда - средоточие мечты
и чаяний Он «мега- не только в про-
странстве, но и во времени, но и на ш ка-
пе смыслов Бальзаковские герои поко-
ряли именно Париж, ка к главную твер-
дыню вкуса и идеалов. Русская литера-
тура вращалась вокруг Петербурга, три
сестры стремились в Москву. »Пойду из
столицы в Расою - - это не про-
сто поэзия, это факт. Столица
(Питер. Москва) - не Расея
Нью-Йорк - не только Америка;
Мадрид или его предшественник
Толедо - не вся Испания.
И еще мегаполис - это всегда
отказ от патриархальной культу-
ры. беосознательной и расти-
тельной , но всегда средоточие
цивилизации, космополитиче-
ской, бурной, яркой, ядовитой
и манящей, как орхидея.
И как жо живется в больших,
беспокойных и бессонных мегаполисах?
То. что случается с ними и в них, сразу
поступает на экраны и на ленты ново-
стей. Они интересны и важны всем, ж и-
тели мегаполисов чувствуют влияние
мира и проникаются, если они не совсем
чурбаны Падение якобинцев в Париже
положило конец их власти Тот. кто вла-
деет Градом, владеет миром. Захватив
Петербург и Москву, большевики без
труда покорили за два года огромную,
но обезглавленную Россию.
Житель мегаполиса находится в святая
святых гигантского компьютера - в бло-
ке управления, в сердце, в мозге стра-
ны. Победа горстки демократов в 1991-м
и 1993-м решила судьбу России, ибо
победители были москвичами К нам
стекаются все новые книги, фильмы,
спектакли, тряпки моды и заморские го-
сти Мы не знаем своих соседей, нам
чужд покой, в нас бьют лучи проекторов
и волны ненависти завистливой провин-
ции. Наш девиз - слева Тютчева: «Его
призвали Всеблагие, как собеседника,
на лир-. Мегаполис - это Валгалла, оби-
тель богов и героев Мы - граждане
Асгарда. ом
Мегаполис
- « М Е Г А »
в пространстве,
ВО ВРЕМЕНИ
113
предыдущая страница 114 ОМ 2005 06 читать онлайн следующая страница 116 ОМ 2005 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст