поп-марнет
Мик Перумов - персонаж воистину культовый. Известен тем, что написал продолжение трилогии
Толкиена. Ж ивет, пишет и работает в США, и даж е занимается там научными изысканиями.
«От московских толкиенистов прячется!» - поговаривают злые языки. И вот, неожиданно для всех,
Перумов выпустил неполиткорректную дилогию «Империя превыше всего». На эти скользкие темы
он и пообщался с О М ом во время своего молниеносного визита в Москву.
Текст интервью: Наталья Макеева
Н
а к та к п о л учи л о сь, что вы. ч е л о -
ве к. ж и в ш и й в сво е врем я в м и -
р а х Т ол киена, на пи са вш и й п р о -
д о л ж е н и е «В ластелина колец»,
стали сто л ь по л и ти зи р о ва н н ы м
авто р о м ?
Помните известный анекдот - ка к удар-
ница-передовица стала валютной прос-
титуткой? Когда мне задают вопрос:
«Как ж е вы дош ли д о жизни такой?
Начинали так хорош о - толкиеновские
миры, эльфы, гномы, гоблины, а тут -
прозрачные политические аллюзии», я
отвечаю, ка к в том анекдоте: да повезло
просто' Это следствие того, что появля-
ются темы, которые невозможно рас-
кры ть в рамках ф энтезийного дискурса,
адекватно отразить, прибегая к глубоко-
го законспирированному языку. Тогда у
писателя возникает момент, когда он пе-
ресекает некую красную линию. Либо он
полностью откажется от отражения сов-
ременной ем у ж изни и останется в сис-
теме построения оптических кабинетов,
где свет многократно отражается от раз-
ных зеркал, чтобы на выходе получить
нечто соверш енно странное. Либо он
кабинет этот разберет и оставит одно
зеркало. О но может быть выпуклое или
вогнутое, но одно. «Череп на рукаве» и
«Череп в небесах» - это постановка од-
ного зеркала. М ожно вспомнить Костю
Кры лова с его «М оргенш терном».
..
Е Д А р азве «М оргенш терн» не М и ха-
ил Х ар и то но в написал?
Михаил Харитонов - псевдоним Кости
Крылова, это же все знаю т' Так вот. мой
роман и вся дилогия - это и есть зер ка -
ло, в котором нетрудно увидеть
м ногие реалии. Накопились
темы, которые помимо злобод-
невности связаны с исторически-
ми моментами. Чтобы отразить
их в ф энтези, надо прибегать
к очень тяжелым нагромождени-
ям эзопового языка, выстраивать
конструкции, которые будут вы г-
лядеть в том мире чужеродно
и неуклюже, ка к у С апковского
выглядит ситуация 39 года, где
он в который раз осуждает раз-
дел Польш и. Вот так я и пере-
ш ел от ф энтезийного, воздуш но-
го стиля к конкретике. При этом я чело-
век аполитичный, к политикам отнош усь
крайне плохо и сроду не принадлежал
к чему бы то ни было. Но сам для себя
высказаться я могу.
Е7.1А к м и р а м Т ол ки е н а будете в о зв -
ращ аться?
Будем возвращ аться, потому что это
мой язык. А «Череп» - все-таки «говоре-
ние на язы ках», почти в религиозном
смысле этого слова.
Е ^ В о т вы за тр о нул и р е л и ги о зн ы й
а с п е кт - а ведь вас о б ви н я ю т то
в ф а ш и зм е , то в а нти хри сти анстве.
Когда меня обвиняют в ф аш изме, я ста-
раюсь обвиняющ его найти и с ним разоб-
раться по-мужски. Это такое универсаль-
ное обвинение в мой адрес. Раньше на
меня клеили ярлык «антисемит», с три-
бун клеймили. В первой половине 90-х,
когда надо было организовать базис для
массового выезда в Америку, в Ленин-
граде демократическая пресса активно
распространяла слухи о том. что общ ест-
во «Память» готовит погромы, что ста-
вятся метки на двери. Никаких погромов
никто не готовил, но. как говорится, «ло-
жечки нашлись, а осадок остался». Я по-
бывал в этих ш курах и считаю, что есть
мнения, на которые нужно давать адек-
ватный ответ. Что касается антихристи-
анской позиции - да. я являюсь атеистом
и не вижу позитивной роли, которую м ог-
ла бы играть Церковь в современном об-
ществе. Очевидно, что это все придума-
ли из страха смерти. Слабый человек
ищет подпорки, а человек, у которого
Ногда автор
всерьез начинает
говорить:
й -
, его
слова становятсв
66
предыдущая страница 66 ОМ 2005 09 читать онлайн следующая страница 68 ОМ 2005 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст