ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ «ЭКСМО*
КНИГИ
поп-маркет
есть силы смотреть Ему в глаза. - он
смотрит Ему в глаза и говорит: “ Да. я ум -
ру, но это не значит, что мне все дозво-
лено». М ожно быть моральным челове-
ком, но при этом не быть христианином.
Я занимаю достаточно жесткую позицию
в христианском вопросе, мне из-за этого
отказы вали в публикации так называе-
мые православные издатели. Тем не ме-
нее рассказы находят своего читателя -
я их выкладываю в Сети.
К З К а к вам ка ж е тс я с о сто р о ны , л и -
тература в Р оссии се й ча с м о ж е т что-
то и зм е ни ть?
Литература как раз и может изменить,
потому что она, образно выражаясь, не
требует нош ения хиджаба. Литература
пробуждает в человеке добрые чувства,
не заявляя ему: «Веди себя так - или бу-
деш ь наказан». Литература может толь-
ко убедить, это самое действенное. Как
в известной новозаветной легенде: если
хотите накормить человека, дайте ему
рыбу, если хотите избавить его от голо-
да на будущее - дайте ему сеть и научи-
те рыбачить. Точно так ж е и здесь: если
хотите человеку что-то внуш ить кратков-
ременно - напугайте его. Хотите, чтобы
он изменился - убедите. Литература м о-
жет убедить, показать, что не единствен-
ная прямая ведет из точки А в точку Б.
что можно и окольным путем. Нормаль-
ные герои всегда идут в обход.
К З Т о есть вам ка ж е тся, что м и р до
с и х п о р л и те р а тур оц е нтр и че н?
Конечно. Д ругое дело, что литература
уж о не может играть роль владычицы
умов. О на может посоветовать, но не
может сказать, ка к надо. Когда писатель
начинает говорить напрямую, она скаты -
вается к тому, что происходит сейчас
с Солженицыным, которого я люблю как
писателя и уваж аю ка к человека. Когда
автор всерьез начинает говорить: я -
пророк, его слова становятся смешными
и никакого воздействия не будет.
№7.1 А 8 А м е р и ке ч то с л и тературой
пр о и схо д и т?
Там литература больш е ориентирована
на ком мерцию и бизнес. Мастеровитые
авторы придумывают сюжеты в рамках
достаточно ж естко заданного направле-
ния и больш е никаких задач перед со-
бой не ставят. К а к в ж енских романах
меняется только цвет глаз и волос глав-
ной героини, остальное все остается
прежним, точно так ж е и в ф антастике.
У них до сих крайне пор популярен сю -
жет «Война миров» - вторжение злоб-
ных инопланетян.
К З Раз у ж вы ж и ве те в С оединенны х
Ш татах, не со б и р а е те сь ли там и зд а -
ваться?
Знаете, я предпринимаю к этому опре-
деленные ш аги, но без ф анатизма.
Я поревел «Гибель богов» на английс-
кий. идут разговоры с издателями. По-
лучится - хорош о, нет - сожалеть нс бу-
ду. Мне интересно, см огу ли я пробить
эту стену и доказать, что мы тоже не
ботф ортом трюфеля хлебаем.
К З К а к о ни вас во сп р и ни м а ю т?
К а к говорящ ую лошадь.
№71 К а к р у с с ку ю д и ко в и н ку ?
Ну да. Мол. почему без балалайки.
Е З И на ка к о м этапе се й ча с всё?
На этапе разговоров и рассылки писем.
К З Вы м ного времени проводите в Ш та-
тах. К а к вы. с го р д о стью назы ваю щ ий
себя р усски м , ощ ущ аете себя там?
К а к гость в равнодуш ной, ком ф орта-
бельной в бытовом смысле стране. Это
не моя страна, это чужая страна. Мне.
по больш ому счету, нет дела до их проб-
лем, которые мне каж утся глубоко фаль-
ш ивы ми. Мне приходится делать усилие,
чтобы не скатиться в болото ком ф орта-
бельной ж изни. Я знаю, что мое пребы-
вание там временно, и это предполагает
держать руку на пульсе. О чень многие
наш и соотечественники, приехавшие
в Америку, последовав правилу «хоть
туш кой, хоть чучелком», называющ ие
Россию «Раш кой» и «этой страной»,
у которых идет сплош ным рефреном:
«не забуду, не прощ у», очень быстро
отрекаю тся от своей национальной
идентичности. О ни бросаются в объятия
огромной американской перины, тонут
в ней с блаженной улыбкой на устах
и перестают сущ ествовать ка к русские
люди, Они уж е сущ ествую т ка к какие-то
малопонятные граж дане мира, рвущ иеся
к вожделенному американском у паспор-
ту. Но судить и говорить «ах. какие они
плохие» я, наверное, не стану. Для Рос-
сии будет лучш е, если те. кто ее не
любят, уедут.
К З Е сть м нение, что наш а и д е н ти ч-
н о сть и зд е сь утр а чи ва е тся по д н а п о -
ром а м е р и ка ни за ц и и .
..
Нет, она не утрачивается, потому что
ам ериканизация - это нечто гораздо
большее, чем нош ение ам ериканских
джинсов или даж е потребление кока-
колы. А мериканизация - это очень
специф ический способ мышления,
специф ический способ взаимоотнош е-
ний со своей страной. И это абсолютно
непохоже на то, что происходит в Рос-
сии. Я считаю, что наш а национальная
идентичность - это прежде всего язы к
и историческая память, и я за это не
опасаюсь. Э то такая модная тема, все
для того, чтобы иметь возможность
поговорить на самом деле о совсем
других вещ ах, см
67
предыдущая страница 67 ОМ 2005 09 читать онлайн следующая страница 69 ОМ 2005 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст