безумный мир
ЭФФЕКТ ПУРКИНЬЕ
В
глазу человека
125 млн палочек и
.
в 20 раз меньш е
колбочек. Благодаря п а - ^ * Й й и \
,
лочкам мы воспринимаем
черно-белое изображение. Колбочки
различаю т цвет, одни - синий, другие -
зеленый, третьи - красный. Все осталь-
ны е цвета являются для человеческого
глаза смеш анными. Всего человек спо-
собен различить д о 250 основны х тснов
и 5 -1 0 млн оттенков.
А встрийский учены й Ян Эвангелиста
П уркинье в 1825 году заметил, что яр-
кость голубых и красны х дорож ны х зна-
ков в разное время суток разная: днем
обе краски одинаково яркие, а на закате
голубая кажется более яркой, чем крас-
ная При наступлении более глубоких су-
м ерек цвета совсем блекнут и вообщ е
начинают восприниматься е серых то-
нах. Красны й цвет воспринимается ка к
черный, а голубой ка к белый. Этот ф е-
номен связан с переходом от колбочко-
еого зрения к палочковому при сниж е-
нии осеещеннюсти
мозаина
Курт Веннер. «Dies Irae» (Мантуя, Италия)
Несмотря на то что Бивер считается «единственным в своем
роде», в Соединенных Штатах живет его коллега - Курт
Веннер. Несколько лет прослуживший в NASA иллюстрато-
ром космических пространств, в 80-х годах Веннер уехал
в Италию - обучаться классическому искусству живописи.
Параллельно с этим он начал применять технику анзморфи-
рования (от греч.
anmorphoo
- преобразовываю: измене-
ние пропорций изображения обычно по ширине или высо-
те). известную еще с XVII века и широко используемую
художниками эпохи барокко в создании барельефов и боль-
ших полотен. www. Kur twenner.com
Если надеть человеку очки, стекла которы х создают перевер-
нутое «вверх ю та м и » изображение, то спустя ю которое вре-
мя ото изображение с т а ю т в оспри м иаться ка к нормальное.
1#удож ники. использую щ ие Trom pe
jf
l'Oeil («искусство обманывать глаз»),
Л о гы р а ю тс я не только на д о в е д е ж ую
до абсолю тного соверш енства ж ивопис-
ную т е х ж к у . позволяю щ ую ИМ без вся-
кой коры сти ввести глаз в заблуждение,
но и ю предвкуш ение зрителя. Пред-
ставьте м уху, изображенную на дере-
вянной ганельке. которую вам хочется
прихлопнуть рукою , или рам у и разби-
тое стекло, нарисованное на картине,
о которое вы боитесь порезаться, или
нарисованное окно, е которое загляды -
вает человек, или леж ащ ее на сквозня-
ке письмо, которое вы пытаетесь под-
хватить д о того, ка к его унесет с собой
ветер.
Ганс Гольбейн-ылэдший. «Посланники»
Самым странным в картине кажется некий вытя-
нутый по форме предмет, помещенный на пе-
реднем плане. Если смотреть на него слева,
с близкого расстояния, то видно, что это череп.
- Сколько человек в мире занимаются
этим "/
- Вы прцдумэли этот способ?
- У вас есть последователи ?
Три вопроса, на которы е Джулиан
Бивер ответил коротко (и ясно):
- Картинки на асфальте - ваш а основ-
ная проф ессия? - Да
- К а к д а е н о ? - Ю лет
- Н а какие вопросы журналистов вы уж е
устали отвечать’ - Таких вопросов нет.
А ещ е он рассказал о себе следующее:
«Больше всего я рисую в Европе и . к о -
нечно. в Великобритании - на родине,
где меня больше ценят и любят мое ис-
кусство и где я, соответственно, полу-
чаю больше заказов. Раньш е я был пре-
подавателем английского язы ка, но ху-
дож ник ж и л во м ю всегда Не м огу ска-
зать. можно ли называть меня изобрета-
телем ж а ю а трехмерной ж ивописи, по-
скольку ещ е в XV веке художник Ганс
Гольбейн-младш ий занимался, по сути,
тем ж е самым. Техника рисования тако-
ва во еремя создания «полотна» необ-
ходима заф иксированная кам ера (лин-
за). которая будет преобразовывать
изображение за счет того, что верти-
кальные л и ж и в картине гораздо длин-
нее горизонтальных - это создает свое-
го рода «вертикальную непролорцио-
нальность^предм ета Если вертикаль-
ные Л и н и и рисунка мысленно «ПРОДОЛ-
Ж ИТЬ» д о их пересечения д р уг с другом ,
получим точку, е которой находится
«волшебная позиция», способная «под-
нимать картины из асфальта».
р а н е Гольбейн. Диего Веласкес -
Ч \ | сидели в бархатной палатке в кро-
I меш ной тьме и зарисовывали о к -
ружаю щ ий м ир. просвечивающ ий внутрь
сквозь маленькую линзу. Или отраж ен-
ный кривы м зеркалом. Или. наподобие
булавочной камеры, спроецированный
в темную ком натуш ку через ды рочку.
Проекция окруж аю щ его мира на экран
из холста. Каналетто. Гинзбург. Вермеер
- торчали там. в темноте, часами или
днями, обводя здание или обнаженную
натуру, стоящ ую снаружи в ярком сол-
нечном свете. Иногда д аж е клали краски
прямо поверх спроецированных цветов,
подбирая блеск ткани по ее спроециро-
ванным падаю щ им складкам. Рисовали
точный портрет в один вечер».
Чак П ал аник. «Дневник»
В
сем известны е трехмерные картинки-
стереограммы. альбомы с которыми
очень бодро раскупались в «Пути
к Себе» в середине 90-х. появились еще
в 1838 году. Потом, с развитием граф и-
ческих ком пью терны х программ, они
стали таким и, каким и мы знаем и х сей-
час О твет на вопрос, ка к ото происхо-
дит. очень прост. Когда мы рассматрива-
ем какой-нибудь предмет, то помещ аем
его в центр наш его в ж м а н и я . и мозг,
воспринимая сигналы от глаз, анализи-
рует их. регистрируя на основе получен-
ной инф ормации параметры объекта.
Трехмерное изображение получается
оттого, что наш и глаза видят м ир под
чуть-чуть разны ми углам и. Чтобы обма-
нуть м озг и заставить его воспринимать
плоские объекты ка к объемные, мы
должны дать каж дом у глазу по своему
изображению.
предыдущая страница 14 ОМ 2005 10 читать онлайн следующая страница 16 ОМ 2005 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст