книги
поп-марнет
РИЧАРД
БРОТИГАН
ЭКСПРЕСС
ТОКИО-
МОНТАНА
СПб: Азбука 2005
К
огда «а русском вышла первая книга Бротига-
нв '-Рыбалка в Америке-, мы где-то прочли,
что американская критика 70-х годов считала
его повторяющимся, и были возмущены - как
ото может 6ыть?1 Начав читать «Токио - Монта-
ну«. подумали, что критика была права, и только
страниц через 30-40 помяли, что повторяется не
писатель, а его творческая манера. Потому что
если считать его романы сборниками словесных
зарисовок или даже стихотворений в грозе (Бро-
тигаи. кстати, писал стихи), то все встает на свои
места. В стихах тоже все повторяется что там
нового? Вот дождь г»шеп, вот подруга раздева-
ется перед сном, а вот автор отоваривается в су-
пермаркете и о чем-то меланхолически думает.
..
Можете читать подряд можете «вразбивку» - ра-
стянете удовольствие С тесанны е местом, мы
приведем лишь пару полюбившихся нам цитат:
«Мы» часто говорят о всяких важных вещах вро-
де президента Картера или Панамского канала и
полагают, что я слушаю. - я же в это время ду-
маю о горящих окнах летнего кафе «Снежинка»
Или: «У каждого своя роль в истории Моя - быть
облаком».
ВИКТОР
ПЕЛЕВИН
ЛЕиСЭ. Раннее
и неизданное
И : Зксмо. 2005
МАХАРАДЖИ
МОДА И
СТИЛЬ
КОРОЛЕВСКИХ
ДОМОВ
ИНДИИ
ГА: Слово / Зіоуо,
2005
С
ейчас все пойдут сравнивать, что лучше - ны-
нешнее или то. что Пелевин писал раньше,
котя лично нам рассказы Пелевина всегда
нравились больше, чем его романы, н о разве
можно тихо-спокойно сочинять рассказы? Впро-
чем. вам вряд ли интересна литературная кухня
Лучше я расскажу одну историю, относящуюся
как раз ко временам «раннего и неизданного».
Один знакомый, когда-то учившийся с писате-
лем Пелевиным в Литимституте. однажды летом.
8 начале 90-х. встретил его на Пушкинской.
Разговор быстро зашел о литературе «надо
стать вторым Маркесом», - сказал Пелевин на-
шему знакомому. - «Зачем?» - удивился тот. -
«А иначе бессмысленно.
..» Мы вспомнили эту
историю, составляя нынешний обзор и поставив
«главными» новые книги Маркеса и ПолеЕикз
Получилось как раз по порядку - первый, вто-
рой. надо же. как бывает, думали мы. все реки
впздзют в море, то есть встают рядом в кни-
жном обзоре глянцевого журнала, и то ли ба-
бочка снится Чжуан-цзы. то ли чжуан-цзы ба-
бочке. ка к когда-то любил шутить один китай-
ский писатель
К
ак известно, англичане управляли Индией по-
умному, дров без нужды не ломали, и к нача-
лу XX века там существовало более 500 (I)
формально не зависимых от Британской империи
княжеств Властители (чуть не написал владель-
цы) этих княжествбыли весьма разными людьми
- од™ знали несколько языков, ездили в Европу,
имели титул «сэр» и позировали в европейских
одеждах для студій «Лафойет» (приводятся мно-
гочисленные фото), другие охотились на тигров,
используя в качестве грима «си своих подданных
«но ми один из этих людей не погиб!» - оправды-
ваясь. гордо заявил махараджа Алвара (фото в
национальном костюме с убитым тигром прилага-
ется) Впрочем, абсолютная впасть тоже требует
остроумия (не обязательно кровожадности), и ма-
хараджа Патиалы, например, грослаеился своим
неглубоким бассейном, в котором, как пишут со-
временники. любил развлекаться со своими 40
наложницами, в лоно каждой из которых была
вставлена горящая свеча Сумевшие сохра™ть
огонь непогасшим до конца церемонии (фотогра-
фии. увы, отсутствуют) удостаивались эксклюзив-
ной таски монарха.
ГАБРИЭЛЬ ГАРСИА
МАРКЕС
ВСПОМИНАЯ МОИХ
ГРУСТНЫХ
шлюх
ГА: Он-лайн, 2005
п о ч е м у ником/ не известное издательство «Он-лайн». купиЕшее пра-
II
ва на издэ™ е к м ки Маркеса, не озаботилось хотя бы минимальной
І Іреклзмой? Конечна. 10 тыс. экземпляров тоненькой книжки разой-
дутся и так (разошелся же в Латинской Америке лмллиом). но должно
ж» быть хотя бы минимальное уеаже™е к 10 лет молчавшему Мастер/
(тем более такому), да и к удаче в виде гюкугхи авторских прав на его
роман. Н о - к делу. То есть к тексту. Положение сложное. Вспомнишь
«Лолиту» - скажешь бзиалыюсть. а не вспомнить тоже нельзя Тем бо-
лее что сцены 8 постели похожи как две капли вод* и разумеется,
речь идет не о заимствованиях Просто, наверное. по-доугомуПРО
ЭТО не скажешь В общем та к ей 14. ему 90. Он - пожилой журна-
л-лот. она -дево чка из бедных районов. И 8 отличие от р/оской вере™
приключений Долорес Гейс. заметьте, мы здесь имеем дело с настоя-
щей девственницей. Ее звали Нин&я, Девочка, так ж» называлась ме-
ньшая каравелла Колумба, и ока-таки открыта свою Амерису. для жур-
налиста эта любовь в 90 лет - и на этом дарж:ится весь роман - быта
первой Кроме тою. Маркес делает ге™альньй ход Сцэка совраще-
ния. занижающая у Набокова одну, пусть даже центральную главу, ра-
стягивается на весь роман Мзркосовская Ло. в оттачио от змериканки.
не просыпается, даже ее сонные реплики придуманы героем, мы на
знаем ее резщии. да это и неважно, ее роль - это негюдеижно лежа-
щее («мерцающее*, как говорил набсксе) в полуб аке комнаты тело
обнаженной 14-летней девочки
Непонятно только заглавие - при чем
тут «шлюхи»? Том более '-грустные»? Правда, переводчица, недоволь-
ная изданием, уже вроде написала, что пзреводзаглавия неточен
Мзркес «.юл в вид/ любимых пробл . душ ек «вспоминая любимых
пробл.
. душею». . Другое дело, согласитесь
В
романе ярко описаны любовь вне брака, гово-
рящие мост и комбайн, гад и стукач по фами-
лии Саблин. Красная площадь («восхититель-
но-пугэющая». ее брусчатка доставлена прямо из
зе м ю го ядра). Кремль ('-порождение инопланет-
ной жизни, питается металлами и магнитными по-
лями»), Мавзолей (но будем даже цитировать),
бывшее здание ЦК КПСС (ныне Администрация
Президента РФ) - '-вместилище власти, думаю-
щей и творящей инстанции, которой служили
жрецы. .» и т.д и т.п.
. всего 639 страниц, и боль-
ше меня не спрашивайте ни о чем.
предыдущая страница 62 ОМ 2005 10 читать онлайн следующая страница 64 ОМ 2005 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст