колонна
постоянно для журнала ом / апенсандр дугин
Пв|№|)ОЖДШ№
Мода - явление тоталитарное. Она навязывает себя с такой же
безапелляционностью и тотальностью, что и самые драстические
политические режимы. Разница лишь в содержании и методах.
П
олитический режим тоталитарного
типа транслирует через пропаганду
и идеологическую Про.мыеку МОЗГОВ
набор устойчивых м ировоззренче-
ских истин, подаваемых к а к абсо-
лютные и вечное. Смысл критики тота-
литарных методов пропаганды состоит
В ТОМ. что колоссальные усилия и гр о -
м оздкий аппарат донесения этих ист нм
до масс контрастирую т с и х скоротечно-
стью и относительностью - глядь, а си-
туация переменилась и «вечные истины»
ком мунизм а, ф аш изма или демократии
превратились в горстку черепков
Глупо выглядят ечераш ние идеологи,
призма стыда в их наглых нэраскаяв-
шихея зрачках
Кто побеждает грубый и тяжеловесный
тоталитаризм? Кто разоблачает е го ’
Ироничный дух отмосите/ъмости
Это дух моды Мода - это инстру-
мент. созданный, чтобы сделать аб-
солотнсе относительным. М гнове-
ние - и советский стиль восприни-
мается как нечто устаревшее, как
нелепое напоминание о чем-то про-
сроченном. Идеологический сезон
окончен, и донашивать остатки его
перепроизведенных стеков метут ТОЛЬКО
клиенты .‘лпрсвоззренчбского «Тати». Л и-
бо авангардные маргиналы, рефлекторно
обыгрывающее эстетику Тиш икки
М ода - антитеза тоталитаризму. Эго
свободная игра относительного. Мода
имеет СМЫСЛ именно е полемике С Пре-
тензией какого-то социального стиля на
постоянство, на вечность, на абсолют-
ность Не будь такой претензии, не было
бы и моды Но ЧТО Происходит В тот м о-
мент. когда эти тоталитарные претензии
рассеиваются, сходят н а нет? В таком
случае складывается кардинально иная
интрига мода к а к агрессивны й инстру-
мент релятивизма оказывается 8 новой
ситуации - отсутствия противника, про-
тив которого и было направлено острие
ее стратегии. Сделать относительным
м ож но только нечто абсолютное, нечто
претендующ ее на э ту абсолютность, на-
стаиваю щ ее на ней Тогда все в поряд-
ке. и мода выступает ка к ироничный и
взвеш енны й скальпель либеральной д е -
мократии. Но вот враг повержен, и никто
более не настаивает на властном им пе-
ративе одного комплекса идей, стиля по-
ведения. канона одежды, и мода оказы -
вается е невесомости, в разреженной
среде, стремительно утрачивает свой
смысл. Да. вы правильно угадали ход
мысли: перерождение моды делает ее
саму абсолютной, похищ ает измерение
ироничной дистанции, лиш ает ее легко-
сти и игры . Мода, сама становится на м е-
сто диктатора. И з леткой умозрительной
богини сна перерождается в осоловело-
го идола, в кровавого М олоха, требую-
щ его младенческой крови и сладкого
мяса девственниц.
Когда нет ничего фундаментального, оно
вытеснено эфемерным, то само эфемер-
ное становится фундаментальным. «Уте-
рять нитьмоды», «отстать от моды» по-
степенно из бодрящей игры становится
приговором, фатальностью, смертельным
кризисом. То. что не модно, то амораль-
но. провально, преступно. Того, что на мо-
дно. в конце концов просто не сущ еству-
ет В эту сторону эволюционирует мода,
превращаясь в тоталитаризм нового тю а .
Известно выражение «диктует моду»
в отнош ении дизайнера, креатиеного мо-
де/ъера. стилиста, интеллектуала. Но по-
степенно от симпатичного субъекта, кото-
рый лежит е основе процесса тиражиро-
вания удачных решений и ходов, акцент
переносится на саму меду Теперь уже
сама «мода диктует», превращается вна-
чале в диктора, а потом и в диктатора -
по логике властных отношений, запечат-
ленных в структуре человеческой речи.
Посмотрите на эволоцию лингвистиче-
ских п о н я т і: изначально «мода» - это
«мод/с» (например, модус глагола), то
есть вспомогательная форма, образую-
щая обертоны речи Но в определенный
момент «модус» становится главным
законом построения сентенции, а потом
и главным содержанием дискурса. Ф ило-
софы є XX веке выяснили, что структура
языка отражает ж есткую систему иерар-
хического управления, стихии власти и
насилия, где подлежащее, каким бы ска-
зуемым оно ни пользовалось, всегда на-
силует дополнение Перемещение Внима-
ния на «моду» ставило задачу рассеять
напряженную волю к власти и имплициг-
ный ф аш изм язы ковьх конструкций Это
удалось. Но на место свергнутого тирана
явился новый - м ода.
Мода стала языком, и теперь уже именно
ее модуляции и изеизы запускаю т опера-
ционные системы влаотных отношений.
Если ваш и джинсы отстают от модных
веяний, то вы. скорее всего, умотвенно
неполноценны. М ож ет быть, вы эконом и-
ческий неудачник. И скорее всего, пе-
чать псрока, воплощенная в м арке или
линии кроя, отражает ваш е внутреннее
ядро. «Такие сумки уже два месяца как
не носят» - ergo вы проиграли, причем
безотзывно Вы спеш ите исправить си-
туацию - « я посмотрю новую коллекцию
Прада и приобрету нсеую модель Я коб-
са».
.. «Не еыйдет! - отвечает неумоли-
мый прокурор. - мода доминирует толь-
ко в сиюминутном, для нее нет прош лого
и будущего; если ваша сумочка здесь и
сейчао не соответствует, она не соответ-
ствует никогда, а значит, не соответству-
ете и вы сами. В эпоху абсолютизации
моды нет ничего, что сущ ествовало бы
вне данного мгновения. Так что у вас нет
шансов. Вы удалены из базы данных»
Каждый тоталитарный режим заканчи-
вал тем . что его разруш али или просто
постепенно размывали силы внутреннего
протеста Это логика революций, кото-
рая лежит в основе любых систем Тота-
литаризм моды - это специф ический на-
строй XXI века. И его судьба будет такой
ж е М ода является сегодня чистым выра-
жением отчуждения, зла. диктатуры Это
не эстетический, но онтологический ф е-
номен Борьба с модой, ее уничтожение,
разоблачение, ниспровержение - долг
каж дого сущ ества, осознаю щ его свое
видовое предназначение Дизайнеры,
стилисты, визажисты, креативщ ики. те -
леведущие. продавцы модных салонов
и бутикое, парикмахеры -э т о н о в о е из-
дание Гестапо и Н КВ Д Восстание про-
тив них. неповиновение, а то и прямой
освободительный террор - единственный
прзеи/ъны й язы к, который следует ис-
пользовать против тех. кто отнимает
у нас великий дар свободы. Модельеров,
модниц и модник се следует расстрелять
Этого требует от нас внутренний голос.
А с ним шутить опасно см
МОДЕЛЬЕРОВ
и моднннов
следует
РАССТРЕЛЯТЬ
предыдущая страница 73 ОМ 2005 10 читать онлайн следующая страница 75 ОМ 2005 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст