поп-маркет
нино
Текст: ОлегСтавицкий
1
В нашей стране компьютерные игры традиционно считаются развлечением плохо пахнущих
подростков с рюкзаками «Ария» и бутылкой пива в красных руках. Анализировать причины этого
трагического недоразумения уже поздно - целевая аудитория сформирована и исправно кормит
своих создателей. В России средний возраст играющего человека сегодня колеблется в районе
14-16 лет. Пока Sony PlayStation заказывает рекламные кампании Дэвиду Линчу и срывает гран-при
на прошлогодних «Каннских львах», отечественный рынок представляет собой угрюмые лотки
в переходах метро.
а
д и в и те л ью другое -б о л ь ш и н ств о
и гр, которые отпускаются у нас по
100 руб. любому Желающему, на
Западе продаются исключительно
страждущ им с 1Ô лет, а то и с 21
года. Это не Ханжество и не неуместный
морализм - игровая индустрия за. преде-
лами напей родины являет собой взро-
слый,
ПОЛ
ноп рэв н ы й в
и д
совре
N e
н ного
массового искусства. С о
с б о и м
артхау-
сом, мейнстримом и блокбастерами. П о-
ка. мы, от недостать, образования, клей-
мим ком пью тернье игры подростковой
гнусью, на благо интерактивным развле-
чениям трудится Еесь Голливуд. Деннис
Хоппер, Кристоф ер
У о к ё н ,
Малкольм
МакДауэлл (в свои лучш е годы), Кайл
М акпзхлен и прение актеры с нестыдны-
ми гонорарами сегодня озвучивают
главньв роли в последних игрсблокба-
стерэх. Вслед з а ними для индустрии
трудятся постоянный Композитор все т о
го же Линча, Андж ело Бздапаменти, и
лидер Nine Inch Nate, ТреЕор Резнср.
Ради кал ьнье английские дизайнеры The
Designers Re public (w w .th e d e s igne is re-
pu blc.com ) вот уже га.К 10 лет оф ормля-
ют серию ф утуристических гонок W ipe-
out. Питер Гзбриел еще в 1907 году вы-
пустил свой гениальный арт-квест Eve.
Все в том Же 1907-м создатель Принца,
Джордан Мехнер, подарил миру самсе
эстетское арл--деКо развлечение, T ie
Last Express. Список, конечно, можно
продолжать.
э ж ю понимать, что в России, по ка-
кому-то гадкому стечению обстоя-
тельств, взрослье лю ди лиш аю т себя
чуть ли не са м ого актуального из всех
массовых искусств. Сегодняшняя игро-
вая индустрия грозит подмять под себя
арт, театр и - сам ое страш нее - Кинема-
тограф!. Почему выросшие из «Тетриса»,
извините, «стрелял ки» и «бродилКИ»
вдруг стал и претендовать на место меж-
д у Дамиеном Херстом и Парсом фон
Триером - ниже по Курсу.
П
ервым делом волноваться, Конечно,
стоит Голливуду. Вернее его развле-
катель ю м у цеху. Есть все основания
полагать, что через 5 лет Стивену Спил-
бергу придется забросить возобновлен-
ное бы ло серийное производство sci-fi
зкш енов и вернуться К своим автор-
ским амбициям, Ком пьютернье игры,
разобравш ись наконец с основами
storytelling, Есерьез взялись за блок-
бастеры.
К
огда, в 1993 го -
ду мы впервые
запустили на.
своих мониторах
Half-Life, стало яс-
но, что в игровой
индустрии намети-
лась самая что ни
н а е с ть революция.
Безвестные тогда
американцы из Vafve сделали несколько
радикальных шагов. Во-первьХ, они
предложили в качестве главгероя не
стероидного дегенерата со стриж кой
«Канадка», а семитской внешности типа
с бородкой и при очках в черней оправе.
К тому же ф изи ка-теоретика по образо-
вал и ю. В о-вторьК, они сделали и грога,
действительно героем. В о время пешей
прогулки по подземной лаборатории вас
узнавали Коллега, здороЕзлись охранни-
ки, во кр уг кипела, казалось бы, сам о-
стоятельная Жизнь. В-третьих, в HaJf-Life
отсутствовали ка к таков ье «заставки».
Здесь все, от начальных титров до ф и-
нальной сцены, были интерактивными.
Теоретически вы даже могли пропустить
ключевые моменты игры, просто
П О С N C I-
тре в не в ту сторону.
И наконец, в-четвертьХ, Half-
Life рассказывала вам исто-
рию. З а в я зи , игры - неудач-
ный эксперим енте мирным
атомом - приводила К тому,
что главный герой терял созна-
ние. То, что игроки увидели, от-
крыв вместе с Гордоном Ф рим е-
ном глаза, сегодня я влязтея
классической сценой - вроде
«Прибытия поезда» братьев Люмьер.
Какая-то пятнистая тварь доедала остат-
ки Коллег в углу. Еще один ученый с глу-
хим криком пьпался оторвать от своего
лица нечто похожее на больш ого Краба.
Охран н и К с уди в ле н ие м с мотрел на ссб-
предыдущая страница 47 ОМ 2005 11 читать онлайн следующая страница 49 ОМ 2005 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст