НИНО
поп-марнет
пом героини которой честично послужи-
ла Патти Смит. ТаГОя ^ р у с е л ь Жизни,
имитирующ ей искусство, бы стро наску-
чила Ш зпарду - он бросил театр после
нескольких выступлений и уехал и а Нью-
Йорк®, с H d y M odal Roundels в Вермонт.
«<У нас не пслучилось ничего, потому что
ата. Еещь бы ла нагружена змоциям и под
сам ую завязку. Неожиданно я понял, что
не Хочу выставлять себя на показ, играя
в сваю собственную Жиань на сцене.
Я чувствовал себя, к а к в а кв а р и у м а .
Вскоре после атого Ш зпард с женой и
ребенком переехал в Лан дон («хотелось
бы Куда-нибудь, где гоЕорили по-англий-
ски»), где он завязал с наркотиками и
успеш но отош ел от той Хаотической
Жиани, которую вел в Нью-Йорк®.
ТЕЛОНИУС МОНК ДРАМАТУРГИИ
В
1964-м в Нью-Йорк® Ш зпард познаКо-
мился с режиссером и преподавате-
лем актерского мастерства Д ж озе-
ф ам Чайкиным, и ата встреча произвела
на Шзпарда. неиаглэдимсе впечатление,
после чего он ссновательно перетряхнул
сваю систему ценностей. Ш зпард был
поражен непреклонной верой Чайкина
в преобладание искусства, над т а в -
ром, славой, богатством и ш оу-бизне-
ссм . Благодаря общ ению с Чайкиным
Сам осознал, что в театре гот места, для
потакания своим желаниям: «ты должен
думать в первую очередь о зрителях».
Под влиянием же Ч айкина Ш зпард на-
чал делать что-то, о чем никогда, даже
и не помышлял - переписывать свои
пьесы. «Д ж отаКупорстЕ овэл в поисках
сущ ности. Он всегда задавался вопроса-
ми вроде «Что это означает, и го нэде-
ляе м л и мы зло дру га м значе н ие м?
М ожно ли это с Конструировать каким-
либо другим способом?» Вот ато меня
заинтересовало, потому что я всегда,
был склонен к джему, к импровизации,
ка к будто зто джаз или что-то типа. того.
В духе Телониуса М онка», - говорит
Ш зпард.
Осенью 1975-го, на закате зпоХи проте-
ста, Ш эпарда позвали на гастроли с Бо-
бом Диланом и сопровождаю щ им е го
ревю ■<Раскаты грома» - группой людей,
среди которых были Джон и Митчзлл,
Джоан Бааз, Ален Гинзберг, Уильям Бер-
роуз другие «священные Коровы» ам е-
риканского протеста., life пард должен
был написать диалога и сцены для
ф ильма, который бы снимался по д о р о -
ге, Холя атит п рое К гта К и не был осу-
ществлен. Э то дало Ш зпарду, давнем /
ф анату Д илана, редкий опы т сочинения
различных сценок, в Которых бы снялся
Хариз матичный ф олкси нгер Дзлать
ф ильм на гастролях оказалось делом
невозможным из-за всеобщей неразбе-
рихи, царившей в дороге, но Ш зпард
позже выпустил любопытные рассказы
об атом в виде сборника воспоминаний-
осколков о пережитом.
ИМИТАЦИЯ УЛЫБКИ
БЕРТА ЛАНКАСТЕРА
К
огда, в 1979-м его пьеса «Зэхорогон-
нсе дитя» получила Пулитцеровскую
премию в области драмы, Ш епард
сказал, что большее чувство успеха и
гордости з а достижение испытал, Когда
победил в состязании по метанию лассо
го. родео. Ш епард гооднократно обвинял
киноиндустрию в очковтирательстве, но,
будучи рожденным в послевоенном б у ке
раз вле катал ь ной и ндустри и , неп ре мз н но
вплетал в свои пьесы знаки, символы
и модели из популярной культуры. Его
ранней страстью были Еестарны, и когда,
позже он принялся исследовать в своей
работе их смысл, то отталкивался преж-
де ЕСего о т впечатления, которое произ-
водили го. юного Ш зпарда Гари Купзр,
Грегори Пек, Д ж ейм с
Дин. В детстЕе он днями
пытался сымитировать
ул ьб ку Берта. Ланкасте-
ра. из ф ильм а «Вера
Круз» (1954), Такими Же
героями для молодого
Шепарда служили и рок-
иконы - тот Же Боб Д и -
лан, М и кД ж а гге р . И все-
таки кино е го и раздра-
жало, и ЕосХищапо одно-
времзнно: потому что он
в гом видел все-таки и
го поддел ьну ю достове р-
г о с т ь - в восприятии об-
разов аудиторией.
Благодаря кино А м ерика и получила
своего драматурга. - писать Ш зпард на-
чал, попробовэвш ись актером в кино и
поняв, что актеры в Кино не самые глав-
ные и что над ними стоят режиссеры и
сценаристы. В К и ю Оэм Ш епард начал
с того, что пом ог Ми Голан джело А нто-
ниони, Тонино Гузрра и Кпзр ГЪплоу на-
писать сценарий К кЗ а б р и ски Пойнт»
(1970). Нэ плохое начало, правда? От
работы н зд зти м сценарием у Ш епарда
осталось неприятное воспоминание -
очень он был раздосадован марксист-
ским подтекстом, Который Антониони
В Л О Ж И Л
в свой ф ильм. Вим Еендере дол-
гое время пытался уговорить Ш зпарда
сняться в его ф ильме. Ш зпард не согла-
шался - сценарий «Париж, Техас» для
Е ендерсаон написал, но играть напи-
сал него сам им же персонажа отказался.
Также он отклонил и роль С эм аФ арб е-
ра из «Когда наступит конец с Ее та.»
(1991), Которая в итоге досталась Уилья-
му Херту. Д о вендерсовского «Входите
без стука» самой Крупной работой Ш э-
парда в кино была, рель в «Днях жатвы»
(1976) Терренса М алика, и, хоть он полу-
чил ном инацию на «ОсГора.» за. роль
в ф ильмз «Правильное дело», его роли
в кино, особенно в ф ильмах вроде «Па-
роль рьба-м зч» и «Стеле», казались не
более чем подработкой в СЕободнсе от
драматургии время. Причем подработка.
Самым тачным портретом
отношений ПАТТИ СМИТ
и Шепарда стало пьеса
«Р П Т Н И М »
ноторуи онн вместе
н а г о п т а Д В Е НОЧИ
зга достаточно постоянная - еже год но
Uteпард сним азтся не менее чем в двух
ф іл ьм ах.
ПРОСНУТЬСЯ И/ЖИТЬ
НЕОТКУСАННОИ ЖИЗНЬЮ
В
о время своего лондонского периода.
Lite пард с помощ ью уваж аем ого Пи-
тера. Брука проникся сочи гон ия ми ду-
ховного мистика Георгия И вановича Гур-
джиева. Среди у го ни ков и адептов Гур
дЖиева не принято публично обсуждать
его работы, но некоторые виднье а кте -
ры ДЭ.Е-ЗЛИ понять, что знакомы с е го
учением - самый известный из них, по-
жалуй, Билл Мюррей. Самое близкое, к
го му подошел Lite пард в признании
с е о -
ей связи с культовым МИСТИКОМ, - зто
посвящение своей пьесы «ГЬжь разума»
некоему «Л. П.». Имеется в виду Лорт
ГЬнтлзнд, британский бизнеемзн, учре-
дивши й Калиф орнийский Ф онд ГурдЖи-
еЕа. На похорснэх лорда Пзнтлзнда в
1964 году можно было видеть и Lite п а р
да. Гурджиев верил, что каждый из нас
несет в себе потенциал, Которого Хватит
на несколько абсолю тно разных лично-
стей, и, чтобы продемонстрировать зто,
рисовал карту голове гос кой души в ви-
де девяти Конечной ф игуры (нснограм-
ма), где каждый конец представлял со -
бой отдельный архетип личности. В зссе
кедам Зэльцманн, раз в и es. в шей учение
свое го учителя Гурджиева после е го
смерти, содержатся все основные темы
творчества Ш эпарда: «Постарайтесь на
м иг принять мысль, что не являэтесь
тем, гам предполагаете быть, что перео-
цениваете себя, что, по больш ему с готу,
лжете самому себе. Что лжете себе каж-
дую секунду, целыми днями, на. протяже-
нии всей жизни. Вы поймете, что вас
двое. Учитесь смотретъ, пока вы не уви-
дите разницу м еж ду с
б о и
ми двумя при-
родами, пока, го увидите ложь, обман
в себе. В момент, Когда вы увидите зти
две природы, в вас и зародится истого.».
Lite пард признавался в письме Чайкину:
«Из т а к давно я понял суть всей зтой
проблемы, Когда чувствуеш ь себя поте-
рянным. Все злго имеет смысл для меня,
если имеет какое-либо отнош ение К то -
му, что чья-либо личность разруш ается
под вездействнем суровь(Х сбстоя-
телыств личного Характера., в состоянии
кризиса, Кода, все, с чем я идентиф ици-
ровал себя раньше, неожиданно разва-
ли взется».
В 1963 году его брак с О-Дан распался
окон готельно, на ф оне бурного романа
с Д жессикой Дэнг - о н и познакомились
на c te мКЭХ фил ь ма нон Конформ истс Кой
«Фрэнсис» (1962). Несмотря на то, что
К такту в реке ни Lite пард появился на об-
ложке Newsweek в ковбойской шляпе
с полями, свою л ичную Жизнь он закры л
от посторонних глаз, объясняя злго реше-
ние ф разой: «Я предпочитаю Жить неот-
е с а н н о й жизнью», ом
49
предыдущая страница 50 ОМ 2005 11 читать онлайн следующая страница 52 ОМ 2005 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст