ФОТО: SIPA-PRESS
звезда
і
мится
б
Риме с Пикассо и снова пе-
ресекается с Дягилевым в работе над
балетом к Парад». То был действи-
тельно парад великих имен совре-
менности: музыку написал Эрик Са-
ти, хореографом выступил русский
танцовщик Леонид Мясин, а декора-
ции создал Пабло Пикассо. В Пари-
же к Парад» с треском провалился,
но Кокто уже было не остановить.
Пикассо показал себя в этой дружбе
человеком внимательными заботли-
вым. Когда Кокто заболел, к И сла-
нец» послал ему щенка, собственно-
ручно сделанного из куска картона, и
выполнен он был столь искусно, что
твердо стоял на четырех лапах и при-
ветственно махал хвостом. Было и
еще одно сокровище, которое наш ге-
рой хранил всю жизнь, -выполнен-
ная Пикассо раскрашенная картон-
ная игральная кость (Кокто держал
ее под перевернутым стаканом). Пре-
данность Кокто Пикассо не прошла
даром - через несколько лет «Парад»
был встречен публикой с восторгом.
Умение Кокто учиться и учить, зна-
комиться и знакомить, непобедимое
обаяние и неисчерпаемый творче-
ский потенциал гнали его дальше.
Не сложилось с балетом? Организу-
ем издательство! Он был готов петь
песни сирен всем, кто хотел слу-
ш ать- Editions de la Sirene публику-
ет его собственные тексты, тран-
скрипции Стравинского, Сати и дру-
гих композиторов из знаменитой
«Группы шести». А чуть позже к Кок-
то приходят две роковые страсти -
к 15-л етн ему п и сателю Раймо ну Ра-
дигеи, когда тот- через пять лет по-
гибает от тифоидной лихорадки, - к
опиуму. Удивительно, но когда, мы
пытаемся определить те влияния,
которые сформировали мэтра Кок-
то, будущего Бессмертного (так на-
зывают во Франции членов Акаде-
мии наук), нельзя обойти молчани-
ем мальчика Раймона, который у»
пел преподать Кокто главные уроки
творчества - жизни, смерти и спосо-
бов справляться и с тем, и с другим.
Нельзя сказать, чтобы Кокто спра-
вился без жертв, однако, борясь с
потерей и с опиумом, он не переста-
вал работать: он пишет свою глав-
ную пьесу - «Орфзя», он создает ро-
ман «Les bifants terribles» и целый
цикл стихов.
Ясно, что человек за столь короткое
время переживший так много по-
терь, не мог продолжать писать ина-
че как кровью. Кокто решил и сни-
мать - кровью: его первый фильм
так и назывался «Кровь поэта»
(1930). У нашего героя была личная
античная мифология, пропущенная
через собственную плоть, и в филь-
ме читаются намеки на тех же Пиг-
малион а и Іалатею, роли которых
он попеременно при-
меривал на себя и на
своих любимых. Герой
«Крови», молодой по-
эт; приговорен к веч-
ным скитаниям по за-
лам мистического оте-
ля за преступление -
он оживил статую. Как
и все произведения
Кокто, «Кровь поэта»
балансирует на грани
яви и сна, и в ней нет
обнаженной правды
или вульгарной автобиографично-
сти. Всобуждает.
..
Конто сотворил своп
Г а г а -
Н Ш Ш Р Э ,
ВОПЛОЩЕНИЕ
гаппьснон
мужественности н
предмет
МЕЧТАНИЙ
ТІ
ГЛАЗА-ГЕНИТАЛИИ
Ж
ан Кокто был прирожденным ху-
дожником. Даже в детстве его
глаз не пропускал ничего, что
можно было преобразовать в худо-
жественную идею - его собствен-
ным уникальным образом. 11-лет
ний мальчик слал бабушке и дедуш-
ке пи съма, снабженные карикатура-
ми, дополнявшими слова, и в этом
синкретизме уже был тот Кокто, ко-
торый позже станет ренессансным
человеком стального XXвека. Для
Кокто визуальная реакция была важ-
нее абстрактной мысли; неудиви-
тельно поэтому, что карьера поэта
двигалась в сторону киноискусства.
Он рисовал карандашом, мелками,
пастелью, чернильной ручкой, он
расписывал стены, делал литогра-
фии, занимался керамикой, интере-
совался гобеленами. Кокто-худож-
ник экспериментировал с ершиками
для трубок, с заколками для волос,
со свечами, спичками, кнопками, ку-
сковым сахаром, делал звезды из ма-
карон, и это было не пустое трюка-
чество: он свято верил, что обыч-
83
предыдущая страница 84 ОМ 2005 11 читать онлайн следующая страница 86 ОМ 2005 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст