ные, повседневные вещи прячут в
себе скрытую красоту одаренный
же художник просто обязан извлечь
ее и показать. Ему это удавалось, но
вслед за ним по
этой дороге идти
было трудно: не ра-
зымать, как дадаи-
сты, не намекать
многозначительно
на подсознание, как
сюрреалисты, не
доводить до крайно-
стей повторением и
перебором цветов,
как пропагандисты
поп-арта, но извле-
кать из предметов и
показывать красоту.
Кокто считал плаза
органами сексуально-
го взаимодействия,
они, по его мысли,
действовали, как ге-
ниталии, - ощупывая,
проникая, вызывая
ответ; он цитировал Пикассо, чьи
«черные глаза обшариваюттебя, как
при обыске» и выглядят; как дуло
пистолета; Пикассо восхищал его
своим умением создавать метафоры
из линий, объемов и цветов. В эссе
1923 года, посвященном Пикассо,
Кокто формулирует свое художниче-
ское кредо: «Плохой художник рас-
пи сываеттеатральный за-
навес, который, будучи
поднятым, оставляет сцену
пустой. Истинный худож-
ник п скрывает красками
холст; за которым откры-
вается сцена, полная со-
держания, одинаково цен-
ного и глазу, и уму». Речь
шла о росписи занавеса
для балета «Парад», вы-
полненной Пикассо.
СКВОЗЬ ЗЕРКАЛО
И
!
ачало 30-х годов заста-
ет Кокто на пике вдох-
новения: он пишет са-
мую свою известную пье-
су «Адская машина», в
которой, в след за Софо-
клом и Фрейдом, пуска-
ется в исследование ста-
рой, как мир, эдиповой темы. Веч-
ный трикстер и фокусник, Кокто с
одинаковой легкостью препарирует
античные сюжеты и современность,
перемешивая все большим половни-
ком, добавляя по собственному вкусу
приправ - эротики, наркотиков, от-
кровенности, аллегоричности, лю-
бования живым телом, взгляда на ре-
альность через зеркала и всегда, бе-
зусловно, - крови поэта. Ему инте-
ресно все: артурианские легенды
(«Рыцари круглого стола»), совре-
менники («Ужасные родители»),
фарс («Бык на крыше»), музыкаль-
ная пантомима. («Новобрачные с Эй-
фелевой башни), высокая классика
(«Антигона», «Эдип», позже «Орфи-
ческая трилогия», уже - в кино). Од-
нако опиум не дремал, и, если бы не
ЖанМарэ, Кокто проиграл бы эту
войну. Но два .Жана встретились;
мир получил нового Кокто и узнал
ЖанаМарэ.
ФРАНЦИЯ ЛЮБЯЩАЯ
Цокто собственноручно сотворил
Невою Іалатею- ЖанаМарэ, одно-
11го из красивейших актеров миро-
вого кино, воплощение галльской
мужественно сти и предмет мечта-
ний тысяч женщин. Если бы женщи-
ны всей земли получили доступ к
этому античному телу и к этому мон-
текристовскому лицу его бы зал ку-
би ли насмерть, не зная о том, что
душа и тело Жзнно принадлежат
Жану. Кокто увидел совсем молодо-
го Марэ, который рвался на сцену и
на экран, в театре «Ателье», в каком-
то эпизоде. Он предоставил юноше
возможность раскрыть свои данные
в главной роли своей пьесы «Царь
Эдип» и сделал его звездой. К тому
моменту Кокто уже был академиком,
а Марэ стал его музой, Орфеем, ад-
ресатом его стихов, вдохновителем
его пьес, другом и возлюбленным -
до самого конца.
Прикосновение рук Кокто, некогда
ожививших Марэ - античную статую,
оказалось во всех отношениях вол-
шебным. Ь^иирая, мэтр как будто пе-
редал возлюбленному свою возрож-
денческую всеядность, множествен-
ную одаренность. После того как в
1970-м Марэ уш ел из кино, он преус-
пел как живописец, скульптор, худож-
ник-прикладник. В свои 75 лет он вы-
пускаетм/зыкальный альбом «Ничто
не забывается», иногда напоминает о
себе художественными выставками.
Шер Мар) в 1993-м, не дожив месяца
до 85-летия, вероятно, с теми же са-
мыми словами '-мне везет» на устах,
которые повторял всю жизнь. Ему и
правда повезло - в самом начале пути,
когда он встретился с Жаном Кокто.
J f s
переписки Жака Кокто
и Жака Марэ.'
Пижт. Кокто:
Из сердца моего, как кровь,
текут чернила
Любимый, спи, - актер,
художник мой, герой,
84
предыдущая страница 85 ОМ 2005 11 читать онлайн следующая страница 87 ОМ 2005 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст