«того ютовАглті
КНИГИ
е все в такое верят, но действи-
тельно случается что человек про-
сыпается богатым и знаменитым.
Именно это и произошло с 37-лет-
ним преподавателем литературы
Джоном Фаулзом после публикации де-
бютного труда «Коллекционер-в 1963
году Обласканный критиками роман не-
медленно приступил к поксрению масс.
История традиционно ничем не примет-
ного маньяка, держащего взаперти и в
скотских условиях девицу вплоть до ее
трагической кончины, многим пришлась
по душе Что объяснимо. «Коллекцио-
нер». если разобраться. - это история
утрированного собственника, коим явля-
ется каждый из нас. Мы находим, приру-
чаем и присваиваем, а затем до одури
любуемся добычей И неважно, бабочку
сажаешь на иглу или девушку в яму.
И аналогия с •<
Молчанием ягнят» здесь
едва ли уместна. Важно то. чем все за-
канчивается А итог всегда один /юбовъ
умерла - даешь новую любовь! Ибо при-
рода. как известно, пустоты не терпит,
фурор «Коллекционера», вколотившего
нального любовного треутольнюга в том.
что. с одной стороны, с головой окуна-
ешься в омут жизни Туманного Альбиона
XIX века, а с другой - непрерывно чув-
ствуешь дистанцию с той эпохой. При-
мерно такси вышла и знаменитая одоо-
именная экранизация романа с Мерил
Стрип и Джереми Айронсом в главных
ролях. Масштабная голливудская поста-
новка, пресловутый «большой стиль»,
так лобимыи престарелыми киноакаде-
миками. Ничего удивительного, что
именно «Женщина» стала наиболее ус-
пешней экранизацией из обоймы Фаул-
за. ни нашумевший «Коллекционер», ни
«Волхв» с Майклом Кейном, ни «Башня
из черного дерева» с Лоуренсом Оливье
на «Оскара» в пяти номинациях не вы-
ставлялись
Тем временем кожицу с века XVIII Фаулз
снимает романом «Червь». Граф и по-
корная, распутная служанка - вот атри-
буты кассового псевдоисторического
порно в духе «Гамлета» и «Екатерины
Второй» либо любовной игры супругов,
недавно отпраздновавших серебряную
не только внешне. Детские, студенче-
ские и вояжерские ретроспекции, изме-
ны. склоки и прощения пережевываются
до кондиции каимцы все 800 с гаком
страниц, приятно обволакивая упрямый
в желании добить талмуд мозг. Вообще,
простому смертному попасть в поле зре-
ния Фаулза равносильно тому, чтоб уго-
дить на прием к психоаналитику-асли-
ранту, он будет долго рьпгься в чуланах
рассудка, пока, наконец, элегантно не
вытащит то. что ему нужно для диссер-
тации. а остальное расшвыряет по за-
коулкам сознания, мотивируя свое пове-
дение предрасположенностью к тверче-
скому беспорядку
Если суммировать все сказанное выше,
то, безусловно. Фаулз прославился
как
явный литературный функционер, но
осуждать его за это - все равно, что ко-
рить себя за лопкерново-твнои поход на
очередной блокбастер. Темы и сюжеты,
развитые Фаулзсм. - таков же отражение
нашего быта, как смерть в подворотне от
бритвы шизоида или оральная стимуля-
ция пьяной даиы. имя которой ты. как во-
Если в «Коллекционере» Фаулз исследует психоз на уровне
школьной диспансеризации, то в «Волхве» берется за
межличностные отношения и внутреннюю свободу
сию прописную истину в мозг читателя,
не только осчастливил Фаулза мате-
риально. но и окрылил настолько, что до
конца 60-х писатель успел выплюнуть
еще два романа
Первым стал «Волхв» - «Греческая смо-
ковница». переваренная в триллер. Если
в «Коллекционере» Фаулз исследует
психоз на уровне школьной диспансери-
зации. то в «Волхве» берется за меж-
личностные отношения и внутреннюю
свободу - самые востребованные даже
на сегодняшний день темы в мелодра-
матической прозе и кинематографе
Один уже эпиграф с заимствованием из
де Сада предвещает веселую поездку в
Грецию, от зуда в одном месте соверша-
емую главным героем «Подобное душе-
вное безразличие, вне всякого сомне-
ния, отличает только закоренелых раз-
вратников» Вскоре выясняется что поз-
нать себя и возлюбить ближнего очень
просто, когда на тебе ставят психологи-
ческие опыты, постояюо сбивая с пан-
талыку Когда ты окончательно запутал-
ся. тут уж впору потерять к происходя-
щему интерес и принять сходу всё: себя
окружающих, любую реальность.
От географических перемещений и пси-
хических трансформации Фаулза потяну-
ло на манипуляции временем и уже
вскоре все зачитываюсь его «Женщи-
ной французского лейтенанта» Приме-
чательность исследования довольно 6а-
сеадьбу. Все чинно-благородно, однако
есть одно «но» Не то чтобы всевозмож-
ные «срамные ухватки» со «сладо-
страстными забавами» смотрелись тут
нелепо, но они проглатываются точно
так же. как «Любовник леди Чаттерлей».
и в результате все старания автора при-
дать произведению историко-экспери-
ментальный колорит часто срываются
из-за садомазохистских примочек и па-
фосного словоблудия.
Еще больше Фаулз расшалился в нео-
жиданно скромной размерами (по мер-
кам автора) книге «Мантисса», где в
эпицентр он поместил конфликт между
писателем и лирой. «Конфликт» - это.
наверное, чересчур. Вернее будет ска-
зать - непрерывные препирательства на
тему литературы секса, политики и про-
чая болтовня, впрочем, нарядно сложен-
ная Дошло даже до ню- «И чтоб вы не
подумали, какой вы замечательный со-
блазнитель, я пожалуй напорю вам,
что вы вовсе не один такой на свете
С меня снимали одежды гении - чуткие
и нежные И я не позволю себе увлечься
сочинителем жалких эротических поде-
лок» Сразу вспоминается анекдот
«-Девушка вы обворожительны1
Глядя
на вас, хочется писать стихи! - Есте-
ственно: я ж муза 6**1. »
Спустившись из эмпиреев. Фаулз дока-
зал куда более приземленным романом
«Дэниел Мартин», что похож на Толстого
дится забыл уточнить. Потому и психоа-
нализ героев по сложности низведен до
размышлений укурка, который строит на-
полеоновские планы в отношении содер-
жимого холодильника - они попсовы, ча-
сто примитивны и шокируют не меньше
и не больше, чем те телешоу, что соста-
вляют наш повседневный рацион
Винить Фаулза в чем бы то ни было бес-
смысленно еще и потому, что он отлич-
но продается. И на то есть очевидная
причина Фаулз - скорее всего неосоз-
нанно - всегда работал с женской ауди-
торией. Несмотря на мрачность, регу-
лярное безрассудство в нежелании при-
держиваться шаблона и нарочитую за-
крученностъ фабулы, писатель не выби-
вается за рамки лавстори (пускай, не-
редко перверсивной). Посему девушек,
«переросших» детективы в мягкой об-
ложке и прочитавших всего изданного
Коэльо, не может не пленить этот нем-
ного пасмурный и бесспорно талантли-
вый бумагомарака Да, немного сасленс,
да. порой страшновато и кое-где по-му-
жицки лрямолинеоо, но захватывает
несомненно сильнее, чем кружила лег-
комысленные головы светским львицам
ЗСМО-х годов прешлого века чарующая
пасторальной аляповатостью эпопея
«Унесенные ветрсм» А это главное Что
тут такого? У всех должна быть своя
беллетристика И для многих Джон
Фаулз - великолепная находка, ом
вз
предыдущая страница 66 ОМ 2005 12 читать онлайн следующая страница 68 ОМ 2005 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст