ФОТО: АРХИВ ЖУРНАЛА ОМ
КИНО
безусловно лучшая его голливудская
картина, помеченная всеми фирменны-
ми знаками: кровавый поединок в като-
лическом храме, белые голуби, «мекси-
канская дуэль». А классическое проти-
востояние двух героев превратилось
в карикатурный «обмен лицами». В во-
енной драме «Говорящие с ветром»
американский солдат во время Второй
мировой войны приставлен телохраните-
лем к индейцу из племени навахо, носи-
телю универсального военного кода. -
и здесь сквозь пафос просматривается
авторская ирония. Джону Ву удалось
превратить свое творчество в дорогой
коммерчески успешный продукт.
В
Голливуде поработал и Чен Кайге -
один из «.монстров» китайского кине-
матографа, автор революционного
фильма «Желтая земля», положившего
начало «новому китайскому кино», кар-
тины «Прощай, моя на-
ложница». отхватившей
почти 13 лет назад зо-
лото Канн, и «Импера-
тора и убийцы» - жесто-
кого зрелища с закру-
ченным сюжетом из ки-
тайской истории,гран-
диозными батальными
сценами и массовым
истреблением младен-
цев. В 2002 году Чен
Кайге снял любовную
драму «Убей меня нежно» с Хизер Грэм
и Джозефом Файнсом. Получился доб-
ротный триллер, хотя предполагались
убийственные страсти на пределе чело-
веческих возможностей на фоне снеж-
ных вершин и бездонных пропастей.
Фильм по-европейски болтлив
И ПО-ВОС-
точному многозначителен, что входит
в явное противоречие.
Н
е могло не заинтересовать Голливуд,
падкий до экзотики, и индийское ки-
но. Но не понятно, из каких сообра-
жений голливудские продюсеры пригла-
сили для экранизации классического
английского романа «Ярмарка тщесла-
вия» индеанку Миру Наир, автора «Ка-
масутры» и «Свадьбы в сезон дождей»
- чувственного и сладкого кино. Видимо,
сказалась генетическая нелюбовь к по-
работителям: в ее экранизации Теккерея
полностью отсутствуют точка отсчета,
время и место - чопорная, лицемерная
Мира Наир
викторианская Англия. А главная герои-
ня в исполнении Риз Уизерспун - не ци-
ничная английская интриганка, а совре-
менная «стильная штучка», «блондинка
в законе», девушка из соседнего двора.
И Мира Наир, и Чен Кайге снимали по
голливудским сценариям, с голливудски-
ми актерами. Сказалась глобальная
разница культур: там. где западный
актер говорит, азиатский молчит, где
западный смеется, восточный плачет.
Восток для Запада - воплощение тайны,
мистики, загадки. Но разгаданная загад-
ка никому не нужна. Тяжело говорить
на чужом языке об универсальных поня-
тиях с серьезным выражением лица.
Спасти может только самоирония - как
у Джона Ву.
П
ервым по-настоящему коммерчески
успешным иностранным фильмом
в Америке стал «Крадущийся тигр,
затаившийся дракон» - двухчасовой ки-
ноэпос на китайском языке с английски-
ми субтитрами, получивший в 2001 году
четыре «Оскара» (включая статуэтку за
лучший фильм на иностранном языке).
Завораживающую сказку о невозмож-
ности абсолютной любви - с летающими
героями - мог снять только выходец из
Азии. Ее создатель Энг Ли - режиссер
мультикультурный. Он родился на Тайва-
не, учился в Нью-Йорке, снял на родине
несколько фильмов, после «Свадебного
банкета», комедии-драмы о столкнове-
нии двух миров, перебрался в Голливуд.
Его творчество нельзя однозначно от-
нести к мейнстриму или артхаусу: коме-
дия о гомосексуалистах «Свадебный
банкет», психодрама «Ледяной шторм»,
экранизация романа Джейн Остин
«Разум и чувства», научная фантастика
«Халк», историческая драма о войне
и мире «Погоня с дьяволом». Складыва-
ется ощущение, что Энгу Ли нравится
проникаться атмосферой разных стран
и эпох: викторианская Англия. Америка
времен войны между Севером и Югом,
провинциальная Америка 70-х.
.. Послед-
ний его фильм - вообще о ковбоях-
гомосексуалистах на Диком Западе.
В последние годы Западу приглянулись
восточные хорроры. В этом жанре как
раз гораздо важнее «как», чем «о чем»,
- чтобы запугать зрителя до истерики
и ночных кошмаров. Для мистического
Востока нет границы между естествен-
ным и сверхъестественным, сном и ре-
альностью. миром здешним и потусто-
ронним. Американский «Звонок» был ре-
мейком японского, а так как любое ком-
мерчески успешное ки-
но должно в Голливуде
иметь продолжение,
последовал второй
«Звонок». На этот раз
с режиссурой Хидео
Накаты, автора ориги-
нала. И вот экран зали-
вают «темные воды» и
зеленая слизь, воин-
ственно щетинятся
детские карусели, кост-
лявая рука с экрана тя-
нется к горлу и кошель-
ку невротичного запад-
ного зрителя. Однако
чуда не происходит.
История рассказывает-
Знран запивает
ЗЕЛЕНАЯ СНИЗЬ,
воинственно щетинятся
детсние карусели,
НОСТПЯВАЯ РУНА
с знрана тянется н горлу
невротичного западного
зритепя
ся по-голливудски обыденно и детально,
нет места недосказанности, которая и по-
рождает иррациональный ужас.
В
осточное кино - медитативное и стре-
мительное. чувственное и холодное,
сентиментальное и жестокое - гораз-
до ближе Голливуду, чем интеллектуаль-
но отстраненный европейский кинема-
тограф. лишенный экспрессии и драйва.
Однако любые попытки взаимного
подражания обречены на провал.
Восток всегда останется Востоком,
а Запад - Западом. Но при столкнове-
нии этих мощных культур и традиций
иногда рождается сильное, талантливое
кино, которое мы и смотрим потом,
как наркоманы.
.. см
Б1
предыдущая страница 51 ОМ 2006 01-02 читать онлайн следующая страница 53 ОМ 2006 01-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст