аленсандр дугин
колонка
пост-человек и «как бы» ад
Еще совсем недавно человек модерна был «мерой вещей». Но
пришел постмодерн, и появился пост-человек. Человек модерна
представлял собой «индивидуума» с предполагаемой автономностью.
Он, в отличие от человека Традиции, не обозначал никого кроме
самого себя, будучи верховной и главной инстанцией, последней
ценностью и главным действующим лицом мирового процесса.
В
центре реальности модерна был
«человеческий факт». Человек мо-
дерна был нерасчленимой цель-
ностью так же, как до него этой
цельностью были Бог и сакральные
силы. В постмодерне эта цельность
и центральность человека отменяются.
А значит, старого знакомого человека
больше нет. На смену ему приходят пуч-
ки импульсов, хитросплетения механиз-
ма желаний. Пост-человек постмодерна
принципиально «делим». Он может про-
извольно перекомпоновывать свою
идентичность психологически и физио-
логически - меняя характер, убеждения,
органы и пол. В нем не остается ничего
константного, он сборная конструкция,
в которой большинство элементов мо-
жет быть заменено.
П0СТ-ЧЕЛ1ШЕК Он не единственен, но
множественен. Он может быть клониро-
ван - в будущем физически, а сегодня
виртуально, выбирая себе множество
симуляционных идентичностей -
в компьютерных играх, в общении через
интернет, в многообразии игровых ситу-
аций. предлагаемых структурой общест-
ва постмодерна. Архетип - успешный
менеджер, причем совершенно не важ-
но, чем конкретно он занимается - про-
дажей пиццы или консалтингом полити-
ческих партий, нефтью или академичес-
ким институтом. Менеджер 8 теории
универсален и способен адаптироваться
к любой профессии. Открытый мир
и глобализация позволяют произвольно
менять места обитания, имена, места
работы. Генная инженерия в скором бу-
дущем завершит этот процесс, и сегод-
няшние люди модерна - как устаревшие
конструкции - будут полностью замене-
ны клонами, киборгами и мутантами
постмодерна.
ПОСТ-ОБЩЕСТВО Нет больше в постмо-
дерне и общества. Есть пост-общество.
Модерн представлял собой переход от
жесткой иерархизации, основанной на
иррациональных (сакральных) принци-
пах, к демократической и рационально
структурированной системе, называе-
мой на языке модерна «гражданским об-
ществом». Общество - на латыни вось
и т - означает искусственно выстроен-
ную систему связей между индивидуу-
мами, которая заменяет собой органи-
чески сложившуюся в истории иерархи-
чески-кастовую или сословную модель.
В постмодерне социальная система свя>
зей отменяется, превращаясь в дина-
мичную сеть.
ПОСТ-ГОСУДАРСТВО Постмодерн не знает
больше национальных государств. Вмес-
то них создается единое Мировое Госу-
дарство - World State планетарного
масштаба. Это процесс глобализации,
случайного соединения пост-человечес-
кой массы мириадами
динамических сетей.
В политологии постмо-
дерна это называется
Empire. Глобальная
Empire транснациональна
и представляет собой
систему тотального конт-
роля нового поколения -
контроль осуществляется
но над отдельными лич-
ностями или коллектива-
ми. а над парадигмами
сетей - операционными
системами, протоколами,
доступом, фильтрами,
программным обеспечением и т.д. Это -
so ft power, управление с помощью пер-
вичных мотиваций, а в перспективе -
генного программирования. Сеть тоталь-
на. и все что вне сети - не существует.
Это матрица.
Наступает зпоха
пост-зротизма.
ПОТОМСТВА
осуществпнется
ПОСТ-ТЕЛО Пост-человек утрачивает са-
мое дорогое и понятное человеку модер-
на - свое тело. Будучи композитным
и программируемым, оно утрачивает
уникальность, а возможность мультипли-
кации компьютерных, ролевых и сетевых
идентичностей делает его условностью.
Возникает свободный электронный
двойник. Тело превращается в тень.
Тень - это пост-тело. Оно прозрачно, ре-
комбинируемо. голографично - в перс-
пективе подлежит телепортации, так как
является лишь цифровым кодом. В пост-
модерне тело окончательно становится
«протезом» - чем-то, что замещает дан-
ность. Сублимируясь в экстатическое
«тело наслаждений» при случайном
энергетическом приливе, оно рассыпает-
ся в энтропическую пыль при отливе, так
что грань между жизнью и смертью пос-
тепенно стирается. Остаются тени - пля-
шущие, кривляющиеся, сходящиеся
и расходящиеся в мозаичном и дробном
круговороте. Тень отрывается от пред-
мета. получает самостоятельность. Тело
не отбрасывает больше тени, будучи от-
мытым и оцифрованным в режиме
Ьурегс1еап. Теперь - скорее наоборот:
тень отбрасывает тело, порождая его
в причудливой каденции случайных пе-
ремещений и трансформаций.
ПОСТ-ЭРОТИКА Время эроса, так беспоко-
ившего мыслителей модерна, стремив-
шихся его освободить, уходит. Наступа-
ет эпоха пост-эротизма. Производство
потомства осуществляется новыми спо-
собами в рамках деления, стерильного
и серийного штампования. Наслаждение
доставляется сетевыми симуляторами,
интенсивно программирующими сенсор-
ные датчики. Влечение, желание изоли-
руются от субъекта и объекта, получают
автономное бытие и становятся достоя-
нием сетей. Наслаждение (эрос) = под-
ключение; травма (танатос)« отключе-
ние. обрыв связи. Постлюди тяготеют
к стилю унисекс, пародийно воспроизво-
дящему андрогинию - как архетип цель-
ности премодерна.
ПОСТРЕАЛЫШСТЬ Аналогично «реальнос-
ти» в постмодерне существует понятие
«виртуальность». «Виртуальным»
в обычном философском словаре (мо-
дерна) называется то, что может осуще-
ствиться как реальное, но пока остается
в нереализованном состоянии - в качест-
ве наброска, плана, проекта или макета.
В постмодерне реальности, которую зна-
ет уютный и оптимистический позити-
визм, более нс существует, остается
только «виртуальность». «Может быть»
отныне строго тождественно с «есть». То.
что может быть, уже есть, а то. что есть,
это лишь то, что.
.. может быть. Это «как
бы» ад, но «на самом деле» не ад. см
предыдущая страница 102 ОМ 2006 03 читать онлайн следующая страница 104 ОМ 2006 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст