ваперия Новодворская / постоянно дпя журнала ом
колонка
скромное
обаяние
самураев
«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, пока
не предстанут Небо с Землей на Страшный Господень суд», - писал
Киплинг, певец Белого Дела и Белого Бремени. Но прежде чем
осмелиться что-то «вякнуть» насчет японских развлечений, надо
понять главное: что такое Япония вообще и способна ли она
развлекаться в частности.
Н
ичего восточнее Японии нет. даль-
ше уже просто Штаты, а они средо-
точие Запада. Но Япония - это не
тот Восток, о котором пишет Ки-
плинг: сладкий, жирный, пряный,
этакий рахат-лукум с ядом. Змеюки. та-
нец живота, шальвары. гаремы, евнухи,
хиджабы. паранджи, Аллах со свитой гу-
рий, Магомет, его первый вице-премьер,
пальмы и пляжи. Очень низкий уровень
быта, а былое величие духа (Индии и
Египта) осталось только в храмах, в убе-
жищах йогов, в пещерах Сомати. Запад
шагнул дальше и по Книге Бытия, и по
книге Жизни. И даже в смысле познания
Добра и Зла. Свобода, Знание, Интел-
лект, Цивилизация. Деньги - все это
в руках у Запада. Он здесь Чемпион.
Но с Японией дело другое. Япония из
другой оперы, и совсем не из «Чио-Чио-
сан». Мы не сможем даже прочесть но-
ты. Япония некогда пренебрегала мате-
риальной культурой ради гармонии, кра-
соты. утонченности чувств и ума. Ее эс-
тетика была не музейной и не богемной,
по ее законам жила вся страна. В XV ве-
ке сколько грамотных было в Европе?
Ученые, монахи, элита - и та не вся.
А в Японии в XV веке грамотны были
все. даже крестьяне. И все умели сла-
гать стихи, есе знали, как себя вести во
время чайной церемонии. Искусство же-
ста. молчания, дизайна, стиха, наслаж-
дения природой было доведено до сце-
нического уровня. Просто сценой была
еся страна. И зрители не допускались
(закрытие Японии состоялось в 1867 го-
ду. если говорить о полном запрете «ту-
ризма«. но и раньше ведь гостей там
было крайне мало). В Японии было тихо.
Люди слушали мир. себя, природу. «Ка-
кая тишина! Слышно, как в скорлупе
каштана ядрышко гложет червяк».
Китай, грубый и сладострастный, обжи-
рался. Небогатая Япония средних веков
смаковала, модлонно вкушала свои
изящно приготовленные, незамыслова-
тые в смысле ингредиентов и цены ку-
шанья. В Китае предавались разврату,
а в Японии было в ходу целомудрие.
О сексе говорить было не принято. Это
называлось «жить в гармонии». Тотали-
тарный. рабский Китай веровал только
во власть. Император повелевал даже
богами. Пустое небо, и есе на карачках,
на брюхе - такого не было нигде.
А в Японии бытовали две религии. Син-
тоизм для ежедневной жизни, для быта:
религия единения с природой, глубины
познания мира и внешней простоты.
И дзен-буддизм - для смерти, выбора,
мировых проблем. Религия
самоотречения, воли, че-
сти, мужества.
Японцы давно нас побили
по всем параметрам. Взяв-
шись за технику, средневе-
ковая страна шутя обогна-
ла и Европу, и Штаты. Нес-
колько бесплодных скал
в океане, включившись
в игру Запада под названи-
ем «Рост ВВП. уровень
жизни, рост благосостоя-
ния». вышли на второе ме-
сто в мире после США.
Японская электроника,
японские машины, япон-
ские телевизоры, компью-
теры и холодильники - кто угонится за
этим? А заводы роботов? А скоростные
дороги? Великая литература (хокку, тан-
ка - дивные стихи. Кендзабуро Оэ. Кобо
Абэ. Сей-Сёнагон.Сакс Камацу. Акутага-
ва Рюноскс. Юкио Мисима), кинемато-
граф почище европейского и американ-
ского. Один Акира Куросава чего стоит!
Они могут как мы и лучше нас. но у
японцев есть масса вещей, нам недосту-
пных. Их уважение к родителям, их тра-
диционная прочная семья, их обращен-
ность к красоте, их сценичность и углу-
бленность в духовную среду. Их муже-
ство и гордыня. Бусидо - путь воина.
Это был самурайский кодекс, согласно
которому урон чести был нестерпим на-
столько. что сспуку или харакири (риту-
альное самоубийство) предписывались
не только побежденным самураям, но и
их женам, дочерям, слугам.
Какие же развлечения были и остались
у этого строгого и стильного народа?
Нан м ы Б У Д Е М
П Л А В А Т Ь в го р я ч е м
и сто ч н и н е с хо л о д н ы м и
НАШИМИ
дождя
н в е т ка м и о с е н н е го
с а п а Н А Н Г О Л О В О Й ,
е с л и м ы п р и в ы к л и н
с е р ф и н гу н ф ли рту?
1. Икебана, искусство подбирать букеты.
Мы этому научиться не можем. Наши бу-
кеты вульгарны и огромны, два-три
цветка (японская норма) нас никогда не
устроят. К тому же у нас в голове нет це-
лого гербария цветов, сочетающихся обя-
зательно с временем года, друг с другом,
с настроением и с цветом обоев.
2. Наслаждение едой. Мы здесь за япон-
цами не угонимся, даже если открыть
японские рестораны на каждом углу. Но
в Японии в саду хризантем, цветущих у
ресторана, вам подадут выловленную
два часа назад сырую рыбу, нарезанную
тонкими полосками и сложенную 8 фор-
ме хризантемы. А осенью, когда на го-
рах пылают клены, в горном ресторане
вам предложат куриный суп. в котором
плавают ломтики моркови, вырезанной,
как кленовые листья.
3. Наслаждение природой. И здесь мы
безнадежно отстаем. Не умеем молчать,
не чувствуем сотни оттенков, не умеем
поэтизировать мир и слагать стихи. Ска-
жем. японцы выезжают на озера наслаж-
даться полной луной. Катаются по озеру
ночью, в лодках в форме серпа луны.
4. Чайная церемония. Не сумеем. Про-
сто вылакаем чай. А у японцев важен
каждый жест, правильно вести чайную
церемонию там учатся несколько лет.
И разве сумеем мы благоговейно, в мол-
чании подниматься на гору Фудзи?
И как мы будем плавать в горячем ис-
точнике с холодными каплями дождя
и ветками осеннего сада над головой,
если привыкли к серфингу, флирту и
шумным морским купаниям?
Мы никогда не сможем проникнуться их
отношением к жизни, их пониманием
неспешной прелести бытия. Увы! Это мы
варвары, а не японцы. Своим трех-, пя-
ти-. семилетним детям японцы дарят
стрелы из леденца, символизирующие
долголетие. Вся Япония дарит. Сама
Япония похожа на стрелу, попадающую
в цель. А у нас не стрела, у нас дубинка.
Конечно, и в Японии работают бары и ди-
скотеки. Но это для молодежи, которая
пытается сбросить с себя нелегкое бремя
быть японцем. Сбросить не удастся, см
предыдущая страница 112 ОМ 2006 03 читать онлайн следующая страница 114 ОМ 2006 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст