Ш$соуеги
знстрим
часто рвался и запуты вался. Н о да-
ж е п р и о б р ащ ен и и с та к о й п р и м и -
ти в н о й ш туко в и н о й лю ди допускали
о ш и б ки - неко то р ы е привязы вали
ленту к р ю кзаку и в т о ж е время но
правилам , ступая на лавинны й
с кл о н , сбрасы вали е го на одно пле-
чо. В полне е стеств ен н о , ч то во м н о -
ги х случаях участвую щ ие в спаса-
тельны х работах находили лиш ь
р ю кзак п о тер п ев ш его .
Н е та к давно ф р ан ц узско й ко м п а н и -
ей \i k - Ii n p e x был разр аботан та к
назы ваемы й « л а в и н н ы й м яч», н а п о -
м и н аю щ и й м аленький я р к и й буй.
Э т о т м яч кр е п и тс я к специальном у
р ю кза к); вы полняю щ ем у роль защ и -
ты сп и н ы , и в случае п оп адани я в
лавину «вы стреливает», м ом енталь-
н о напо лняясь воздухом. С п е ц и а л и с -
ты \ ’ік - Іт р е х утверж даю т, ч то в 95
случаях из 100 м яч остается н а пове-
р хн о сти и визуально зам етен.
Л та їч п }' - п р и б о р , п р е д н а зн а ч е н -
ны й для т о го , чтобы о тв о д и ть вы-
ды хаем ую углекисл оту подальш е о т
ли ц а, ч то п озвол яет на н е ко то р о е
врем я п р о дли ть ж и з н ь п о п ав ш его в
лавину, оставляя бо л ьш ий зап ас вре-
м ени на е го п о и с ки . Э т о маленькая
п л астиков ая тр у б о ч ка сто и м о стью
150 долларов в ш и та в в о р о тн и к спе-
ц иально с ко н с тр у и р о в а н н о й ж и л е т-
к и . В ж и л е тк е есть кл апан, заставля-
ю щ и й воздух п р и вдохе поступать
из н е ко е й п о л о с ти , р асп о л о ж ен н о й
на груди, а выды хаемы й воздух
сбрасы вать в пол ость, находящ ую ся
за с п и н о й п о те н ц и а л ь н о й ж ертвы .
О б е пол ости н егер м ети ч н ы и соп-
рягаю тся с о кр у ж а ю щ и м п р о с тр а н -
ством ч ер ез м атер чатую мембрану,
им ею щ ую больш ую площ адь. 11 род-
м ет э то п о л езн ы й , н о со врем енем
о т д ы хан ия с те н ки кам еры п о кр ы -
ваю тся льдом, ко то р ы й п ер екр ы в а-
е т до ступ воздуха.
Каждый год 8 мире во время схода
снежных лавин и завалов погибают
около 150 человек. По статистике, из
десяти попавших в лавину в течение
первых 15 минут спасти удается де-
вять человек, а после 35 минут - не
более трех.
Н
о самым действен ны м средством
п о -п р еж н ем у остаю тся п р о т и п»-
л а в и н н ы е т р а н с и в е р ы . И л и
б и н е р м .
Э то о д н о в р ем ен н о и п ер ед атч и к
с и гн ал а, и п р и е м н и к . В и п ер не
п р о с то засовы вается в карм ан курт -
ки или р ю кза ка - о н н а кр е п ко ф и к-
сируется на тел е. 1 Іе р е д те м ка к сту-
пи ть н а те р р и т о р и ю л ав и н , б и п е р
вклю чается на передачу. П р и этом
п ід , и н с тр у кто р или главны й груп-
пы в клю чает б и п е р н а п р и ем . В за-
висим ости о т о б р а б о тки сигн ал а
б анеры делятся на аналоговы е
н циф ровы е.
А налоговы й б и п е р устр о ен п ро сто.
В зависим ости о т м о щ н о сти п р и н и -
м аем ого сигн ал а п р и б о р издает
звуковой си гн ал . Ч ем б л и ж е цель,
тем си гн ал гр о м ч е. 11о м ере п р и б л и -
ж е н и я к цели си гн ал эагрубляется,
т о есть вы ка к бы ум еньш аете
гр о м ко сть . П о м ере ум еньш ения
гр о м ко с ти м о ж н о оп р ед ел и ть п р и б -
ли зи тел ьно е р ассто ян и е д о п о с п а -
давш его.
І Іиф ровьіе п ри б оры более п р о гр е с -
сивны - н а д испл ее указы вается |>ас-
с то я н и е д о цели в виде ц иф р , а та к -
ж е правильность направления в ви-
де снеговой и н д и ка ц и и . К р о м е т о го ,
п р и б о р и здает си гн ал . И хотя п ер -
вые ц и ф р о в іїкп часто путали нап-
равление и д и с та н ц и ю , п о с те п е н н о
р азр аб о тч и ки избавились о т э ти х
проблем . Ц иф р о в ы е биперы посте-
п ен н о в ы тесняю т а н ал о ги , посколь-
ку не то л ь ко по зво л яю т о тсл еж и -
вать р ассто ян и е и н апр авл ен ие,
н о и показы в аю т со сто ян и е бата-
р е и , а т а к ж е , ч то весьма в аж но ,
ко л и честв о ц ел ей , п о п ад аю щ их под
прием би п ер а (п о к а д о д еся ти ).
Е сл и у ж вас в с е -та ки у го р а зд и л о
о ка з а ть с я н а п у т и л а в и н ы , п р и м и -
те гор и зо н тал ь н о е п о л о ж е н и е , под-
ж ав колени к ж и в ш у и с о р и е н ти р о -
вав тел о по н ап р авл ен ию д в и ж ен и я
лавины , п р и л о ж и те все силы , чтобы
удержаться на п о в е р х н о с ти , п р и к -
р о й те нос и р о г р уко й , чтобы не за-
дохнуться о т с н е ж н о й ны ли. Ч то бы
держ аться на п о в ер хн о сти лавины ,
следует делать д в и ж е н и я , а н а л о ги ч -
ны е те м , кото р ы е п ро изв од ят при
плавании. 11ри о стан о вке лавины
сначал а о п р ед ел и те, где верх и где
низ. Д л я э то го надо попы таться хо -
тя бы один раз плю нуть: вернее наб-
рать слюну, дать ей вы течь изо р та.
П р о сл ед и те, куда о н а по текл а, и на-
ч и н а й те продвигаться в п р о ти в о п о -
л о ж н ую сторону.
П о е н н ы е с о в е т у ю т : п е р е д п р о х о ж д е н и -
е м л а в и н о о п а с н ы х м е с т , е с л и п о зв о л я е т
о б с т а н о в к а , н у ж н о п р о в е р и т ь у с т о й ч и -
в о с т ь с н е г а о р у ж е й н ы м з а .) п а и . о ч е р е д ь ю
и з а в т о м а т а / і і и р а з р ы в о м р у ч н о й
г р а н а т ы .
О стальны е впечатления о К ам ч атке
вкрат це м о ж н о вы разить следую щим
образом . Здесь м н о го вкусной д еш е-
вой рыбы, отведав кото р ую , н е хо-
чется д а ж е см отреть ни на ассо р ти -
м ен т м осковский, ни на цены . Л ю д и
здесь спо ко й н ы и позитивны насто-
лько, ч то д а ж е в баре, в о тв ет на о тк-
ровенны е наезды и п |н т е н з и и к вы-
бору алкоголя, о гр о м н ы й б р и ты й
детин а, ласково улыбаясь, предлага-
е т столичны м
ГОСТЯМ КОНЬЯК)-.
..
ом
ВЕРТОЛЕТ
Первый вариант вертолета Ми-8 с четы-
рехлопастным несущим винтом был
испытан в 1962 году. В октябре 1963-го
начал проходить испытания второй вари-
ант. с пятилопастным несущим винтом,
который в конце 1965 года был принят
в серийное производство. Ми-8 оборудо-
ван противообледенительной системой.
Диаметр:
- главного винта - 21.29 м
- хвостового винта - 3,91 м
Длина - 18,22 м
Высота - 5,65 м
Масса:
- пустого - 7260 кг
- нормальная взлетная - 11 100 кг
Максимальная скорость - 260 км/час
Экипаж - 2 -3 человека
Полезная нагрузка - 28 пассажиров, или
32 солдата, или 12 носилок с сопровож-
дающими, или 4000 кг груза 8 кабине,
или 3000 кг на подвеске.
Помните:
В стоимость стандартного хелибор-
динг/ски тура на Камчатку оплата верто-
лета (примерно 8 -1 0 часов) обычно не
включается. Не стоит об этом забывать,
поскольку без вертолета еы никуда не
доберетесь, а его стоимость составляет
от 1220 до 2000 евро в час.
СНЕГ
Снег скользкий, потому что при давле-
нии и трении полозьев саней или лыж
поверхностные частички снежного пок-
рова тают, появляющаяся при этом
пленка воды служит как бы смазкой.
Алгоритм образования снежинок таков:
первоначально вокруг ядер кристаллиза-
ции (мельчайших инородных частичек)
возникают зародышевые ледяные крис-
таллы. Перемещаясь вверх-вниз, они по-
падают в слой воздуха с переохлажден-
ными капельками воды. Здесь будущая
снежинка начинает интенсивно увеличи-
ваться в размерах за счет сублимации
(идет процесс непосредственного перехо-
да водяного пара, содержащегося в воз-
духе. в твердую фазу - в снег). При этом
выпуклые участки снежинки растут быст-
рее. Так из первоначально шестигранной
пластинки вырастает шестилучевая звез-
дочка. Сталкиваясь на своем пути с пере-
охлажденными мелкими капельками,
снежинка упрощается по форме.
Весной 1944 года в Москве выпали
хлопья размером до 10 см в поперечни-
ке. они были похожи на небольшие мед-
ленно кружащиеся блюдца. Такая сне-
жинка упав на черный тротуар, давала
большое белое пятно, словно брошен-
ный снежок. В Сибири наблюдались
снежные хлопья диаметром до 30 см.
Они походили на медленно падающие
с неба шапкн из белого пушистого меха.
120
предыдущая страница 121 ОМ 2006 03 читать онлайн следующая страница 123 ОМ 2006 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст