музына
Б
удучи музыкой, всецело принадлежа-
щей культуре экстремально-элегант-
ного скольжения по волнам и изна-
чально рассчитанной лишь на тех, кому
эта культура близка и понятна, неждан-
но-негаданно серф приобрел массовую
популярность. Прорыв случился в
1962-1963 годах - из топов калифор-
нийских радиостанций музыка побе-
режья ворвалась в национальные чарты.
Разошедшаяся более чем миллионным
тиражом «Pipeline» The Chantays достиг-
ла четвертого места в Billboard Hot 100,
«Wipe Out» The Surfaris оказалась на
втором месте и продержалась среди
лучших в течение 16 недель, в Тор 10
попали «Surfin' USA» и «Surfer Girl» The
Beach Boys. Серф не стал модой, но он
был настолько необычен, ярок и зарази-
телен, что в него влюблялись даже те.
кто ни разу в жизни не видел океана,
а музыканты всех направлений и сти-
лей. однажды услышав, тут же переква-
лифицировались в исполнителей surf-
music. Так, например, случилось с груп-
пой The Trashmen из отнюдь не приб-
режного города Миннеаполиса. Отпра-
вившись однажды отдохнуть в Калифор-
нию, они остановились прямо на берегу
в Бальбоа, где услышали Дика Дэйла
и прочих исполнителей серфа - музыки,
им до того почти неведомой. Ребята
впечатлялись настолько, что. вернув-
шись домой, тут же сели за сочинение
серф-песен и в 1964 году разродились
хитом «Surfin’ Bird» - коллажем из двух
номеров The Rivingtons, зажигательного
ритма и забавных вокальных пассажей.
Композиция стартовала в чартах сразу
с четвертого моста и принесла The
Trashmen всеамериканскую любовь.
Месяц за месяцем серф оставался на
вершине успеха - один за другим созда-
вались хиты, едва ли не каждый день
появлялись новые команды. В немалой
степени популярности способствовал
и сам формат серф-композиций, кото-
рые легко вписывались во всевозмож-
ные заставки, рекламные ролики и саун-
дтреки. Один только Дэйви Аллан -
серфовый гитарист, выступавший
с группой The Arrows, записал музыку
более чем к 20 фильмам. С заставки
к программе новостей начиналась и по-
пулярность ещ е одних серф-героев -
The Ventures. Собравшись ещ е в 1960
году, эти ребята впоследствии стали,
пожалуй, самыми самобытными серф-
музыкантами. Только они могли создать
композицию, совмещающую в себе ми-
норную мелодию и серфовый оптимизм
- знаменитую «Walk Don't Run». Только
они могли позволить себе преодолеть
влияние Дика Дэйла и создать свое
неповторимое серф-звучание. И только
они добились мировой популярности,
став равно известными в Америко и
Японии. Даже в СССР их музыку регу-
лярно слушала вся страна - в качестве
заставки к «Международной панораме».
Однако сколь бы яркие исполнители не
состояли в лиге surf-music, уже в сере-
дине 60-х популярность серфа пошла на
спад - в СШ А начался период так назы-
ваемого британского вторжения. Госпо-
да Леннон и Маккартни заставили аме-
риканцев быстро забыть о калифорнийс-
ком солнце и волнах. Да и многие вче-
рашние серферы, поддавшись влиянию,
начали играть уже совсем другую музы-
ку. Так, даже 8 тонн песка, специально
привезенного в домашнюю студию лиде-
ра The Beach Boys Брайана Уилсона, не
смогли изменить того факта, что альбом
1966 года «Pet Sounds» не имел с пляж-
ным образом жизни уже почти ничего
общего. И даже Дик Дэйл перестал вы-
ходить на сцену - у него на это просто
не было сил. Дик таял буквально на гла-
зах. в его медицинской карте значился
диагноз: рак. Король серфовой гитары
умирал, а вместе с ним, казалось, уми-
рал и стиль музыки, им рожденный.
..
В
хороших по-настоящему местах для
серфинга волны бывают большие -
их видно издалека, и с берега они
выглядят устрашающе, бывают помень-
ше - они неинтересны тем, кто на бере-
гу, но человеку на доске есе равно в ра-
дость. а вот полный штиль там крайне
редок. То же и с музыкой - это только
кажется, что стили рожда-
ются. живут и умирают, ос-
вобождая место для следу-
ющих. На самом деле
стиль, за которым стоит
целое движение, не умира-
ет никогда - просто он то
вздымается волной, кото-
рую видно отовсюду, то за -
тихает на время.
Серф исчез из хит-парадое
и сэт-листов модных ради-
останций. но все же он и
не думал умирать. Краси-
вые молодые люди под
жарким солнцем продол-
жали покорять волны, кра-
сивые девушки в бикини
продолжали за ними восхи-
щенно наблюдать, и про-
должали находиться чуда-
ки. которые хотели играть
для них музыку. Чудаки эти
не копировали стиль 60-х,
каждый из них пытался де-
лать что-то свое. Группа с
красноречивым названием
Surf Punks привнесла в
серф-звучание панковской
жесткости, ставшей одной из характер-
ных черт нового серфа, не меньше пов-
лияли на эволюцию стиля и многие дру-
гие бэнды 70-х и 80-х. The Surf Raiders.
The Revoltones. Jon & The Nightraiders -
серф определенно продолжал жить.
И ещ е - Дик Дэйл не умер. Ему сделали
сложную операцию, и он выжил. Конеч-
но, болезнь изменила его - Дик пере-
ехал на Гавайи, стал выращивать львов,
тигров, экзотических птиц. К музыке
он возвращался постепенно - изредка
играл на фестивалях, записал кавер
на «Pipeline» для фильма «Back То The
Beach», время от времени давал концер-
ты на калифорнийском побережье и,
наконец, в 1993-м записал первый после
многолетнего перерыва альбом «Tribal
Thunder».
впрочем, возможно, возвращение Дика
Дэйла никто кроме кучки его давних пок-
лонников и не заметил бы, если б не тот
факт, что среди этих поклонников был
человек по имени Квентин Тарантино.
Как-то раз он подошел к Дэйлу после
концерта и сказал, что хотел бы снять
фильм, пронизанный тем же сумасшед-
шим напряжением, что и «Miserlou». Дик
идею одобрил, и в 1994-м Тарантино вы-
дал «Pulp Fiction», главной музыкальной
темой которого стала легендарная коти по-
зиция. Тут-то и случился настоящий бум:
«Miserlou» звучала буквально отовсюду,
с новой силой возродив интерес не толь-
ко к Дику Дэйлу. но и ко всем ветеранам
серф движения, многие из которых
не преминули тут же восстать из пепла
и разъехаться по гастрольным турне.
Однако ветераны ветеранами, а к 90-м
успело подрасти новое поколение серф
музыкантов. Как показал пример группы
The Bomboras, типичная история начала
60-х - пятеро парней из Южной Кали-
форнии собираются вместе и начинают
играть сумасшедшую радостную музыку
- спустя 30 лет снова оказалась акту-
альной. Правда, критерии сумасшествия
за эти годы порядком изменились - ка-
кой теперь сумасшедший без шокирую-
щ его сценического шоу^ The Bomboras,
назвавшиеся так в честь композиции
The Original Surfaris. выходили на сцену
в костюмах светящихся скелетов, изоб-
ражали охотников за головами и всевоз-
можных чудищ, а 8 конце выступления
непременно что-нибудь поджигали - вот
такое оно. калифорнийское безумие
образца 90-х. Впрочем, в 90-е меккой
серфа Калифорния быть перестала, и
если раньше некалифорнийская серфо-
вая группа была редкостью, то теперь
исполнителей солнечной музыки волн
можно было встретить буквально повсю-
ду. Аргентинцы The Surfacers, бразиль-
цы Autoramas, французы The Challengers
Of Tho Unknown и Hawaii Samurai стали
новыми героями surf-music.
Впрочем, в Аргентине хотя бы солнечно,
да и во Фракции есть теплое побережье,
8 ТОНН ПЕСНЯ.
специально
привезенные в
домашнюю студию
лидера THE BEACH
BOVS Брайана
Уилсона, не смогли
изменить того фанта,
что альбом 1966 года
«Pet Sounds» не имел
с пляжным образом
жизни унте
ПОЧТИ
НИЧЕГО ОБЩЕГО
32
предыдущая страница 33 ОМ 2006 03 читать онлайн следующая страница 35 ОМ 2006 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст