кино
ле войны. В жанр «нуара» внесли свою
лепту и немецкие эмигранты, подвизав-
шиеся в Голливуде на разных ролях -
от техников-осеетителей до режиссеров.
В саквояжах со своим скарбом они
перевезли эстетику немецкого экспрес-
сионизма 20-х годов, и ее визуальные
искривления и преувеличения прижи-
лись на голливудской почве, особенно
в гангстерских фильмах.
ДЕТЕКТИВЫ
М
ужчины, вернувшиеся с войны, пред-
почитали читать не очень длинные
истории о сексе и насилии, написан-
ные простым языком. Этим ветеранским
вкусом и обусловливалась мрачная, низ-
менная атмосфера книг в бумажных об-
ложках. которым недоставало чувства и
традиционной морали, но которые стре-
мились к сомнительным или табуирован-
ным темам. Герои-социопаты, безнака-
занные преступления, депрессивные фи-
налы не только не запрещались в этих
книгах - они, напротив, поощрялись. Не-
которые режиссеры следовали духу бук-
вы (Джон Хьюстон не позволил себе
вставить лишнего слова в сценарий
«Мальтийского сокола» по Дэшиелу
Хэммету), другие же позволяли себе от-
носиться к тексту более вольготно. Олд-
рич и его сценарист Беззеридес утверж-
дали, что, снимая детектив Спиллейна
«Поцелуй меня насмерть», они взяли от
книги Спиллейна лишь название, а саму
книжку выбросили в окно. Олдрич приз-
навался в интервью Франсуа Трюффо,
что намеренно представил главного ге-
роя, Майка Хаммера, в антидемократи-
ческом свете, потому что видел этого
частного детектива как фашистски наст-
роенного циника и испытывал к нему
крайнюю ненависть и презрение. Здесь
надо признать правоту того неизвестно-
го. кто сказал, что «из плохих книг полу-
чаются хорошие фильмы». Хичкок яркий
тому пример. «Оружие на продажу», не
самый лучший роман Грэма Грина, прев-
ратился на экране в один из первейших
нуаров - «Оружие внаем» (1942).
ЖЕНЩИНЫ
В
первую очередь нуар определяется
по наличию femme fatale, роковой
женщины. 40-е годы были одним из
редких до недавнего времени периодов
в истории кино, когда женщины занима-
ли в нем активную позицию, а не были
статическими фигурами, и их сексуаль-
ность была силой, а не слабостью. Опоз-
наваемая по откровенности нарядов,
соблазнительному освещению и с лег-
костью оперирующая фаллическими
символами в виде револьверов и сига-
рет. femme fatale выражала в кинематог-
рафе давний архетип - женское зло под
маской вероломной искусительницы.
К нему подмешивались ещ е и новые
5 САМЫХ ФАТАЛЬНЫХ АКТРИС
ВЕРОНИКА ЛЕЙК
Ее взлет и падение приш-
лись на военные годы,
когда она. помимо ролей в
кино, пользовалась огром-
ной популярностью и е ка-
честве девушки с кален-
даря для солдат, воевав-
ших за океаном.
Г
опасения мужчин образца «холодной
войны» - боязнь «эмансипированной
женщины» и грядущего обмена гендер-
ными ролями. Лорен Бэколл в «Большом
сне» (1946) носит не пассивные и соб-
лазнительные белые одежды, а актив-
ные и самоуверенные
жакеты с воротничками,
накладными плечиками.
Когда мы видим Вивьен,
ее героиню, одетую
в клетчатый пиджак и
черный берет, уже толь-
ко по стилю одежды ста-
новится ясно, что это не
среднестатистическая
роковая женщина, что
она способна составить
конкуренцию детективу
Марлоу (Хамфри Бо-
гарт). Джоан Кроуфорд
в «Милдред Пирс» Майк-
ла Кертица с развитием
фильма одевается во все
более мужеподобные
одежды. Роковой женщи-
не в нуарс часто противостояла женщи-
на-кормилица. предлагающая сочув-
ствие и спасение. В прошлом десятиле-
тии критик-феминистка Камилла Палья
настояла на том. чтобы фатальных жен-
щин нс воспринимали с мужской точки
зрения, как злобных кастрирующих сук.
а видели в них возможную альтернативу
бунтарям-мужчинам. Роковая женщина
высмеивает патриархат, а не абсурд
Умудриться СДЕЛАТЬ
СЦЕНУ СТРИПТИЗА
настопьно
НЕЖЕЛАННОЙ
Л НОРОВЯЩЕЙ
это, может, основное
достижение фильма,
всецело принадлежащего
Рите Хейуорт
РИТА ХЕЙУОРТ
О
Тильде - Хейуорт меч-
тали миллионы мужчин,
а получил ее в тот период
только один - режиссер
Орсон Уэллс. Результатом
их нодолгого брака стал
нуар «Леди из Шанхая»,
который Уэллс снимал
будто бы в прощальный
подарок Хейуорт, прямо
к разводу.
вселенной и будет использовать любое
оружие, в том числе и свою сексуаль-
ность. чтобы уравнять шансы.
СТРИПТИЗ
К
аждый мужчина, смотревший «Гиль-
ду», прекрасно помнит, что именно он
испытал в момент появления на экра-
не Риты Хейуорт в роли собственно
Гильды. держащ ей сигарету на отлете.
У каждого мужчины в этот момент зами-
рало дыхание. В таком замершем состо-
янии дыхание сохранялось вплоть до
финального исполнения песни «Put The
Blame On М а те » и последующей неу-
дачной попытки стриптиза. Когда потом
Хейуорт спрашивали, на чем же держа-
лось ее открытое черное платье, отве-
том любопытствующим было: «на двух
штуках». Закончив петь ироничную пес-
ню. в которой она покорно берет всю
вину за загубленные жизни и разбитые
надежды на себя, Гильда швыряет
в
зал
свои длинные по локоть перчатки,
цепочку с шеи и просит кого-нибудь из
зала помочь ей расстегнуть застежку
на платье. В зале, как и предполагалось,
оказывается несколько экспертов по
расстегиванию дамских вечерних туале-
тов, но самому шикарному стриптизу
в истории человечества сбыться не суж-
дено было - охранники казино хватают
Тильду и доставляют к мужу. В его роли
теперь уже выступает тот самый прос-
так Джонни Маршалл, и он награждает
56
предыдущая страница 57 ОМ 2006 03 читать онлайн следующая страница 59 ОМ 2006 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст